Таштагол, расположенный на оконечности тупиковой ветки Транссиба, может стать отправной точкой для строительства новой железной дороги в Китай.
РЖД рассматривает три варианта нового железнодорожного маршрута в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР, сообщил журналистам замгендиректора холдинга Алексей Шило. Во всех трех возможных схемах движения фигурирует китайская станция Авейтань. А вот на российской стороне исходная точка проекта окончательно пока не определена. По словам замгендиректора РЖД, это могут быть Бийск и Таштагол (обе станции относятся к Западно-Сибирской железной дороге), а также Абаза (Красноярская железная дорога).
В качестве местоположения пограничного перехода Алексей Шило назвал Алтай. Вероятно, он имел ввиду 55-километровый участок границы России с Китаем в Горном Алтае. (К востоку и западу от него возможен лишь транзитный коридор через территории Монголии или Казахстана).
Протяженность железнодорожных путей до станции Авейтань составит в зависимости от принятого к исполнению варианта 1006, 1081 и 1276 км. В любом случае основная часть маршрута пройдет по российской территории. Алексей Шило определяет «грузоподъемность»дороги примерно в 30 млн тонн в год.
Он затруднился назвать хотя бы приблизительную стоимость строительства, так как в проекте, если он будет принят к реализации, задействованы две заинтересованные в нем страны. Можно лишь предположить, что новая дорога в любом случае быстро окупится. РЖД, выступая инициатором строительства, рассчитывает на перевозку выгодных для них грузов, к числу которых уголь точно не относится. Уголь, кстати, не жалуют и китайские железнодорожники, так что, скорее всего, большая часть из упомянутых выше 30 млн тонн грузов придется на перевозки по высоким тарифам, в частности, контейнерные.
В чем могли ошибиться в РЖД, так это в расчетах протяженности дороги. Едва замгендиректора холдинга поделился с журналистами «алтайскими планами» своего ведомства, как уже через несколько часов глава Республики Алтай Олег Хорохордин заявил, что правительство региона не собирается участвовать в строительство железной дороги в Китай. «Мнение жителей региона должно стать предопределяющим в вопросе принятия дальнейших решений», — подчеркнул Хорохордин.
Это заявление заставляет вспомнить протесты местного населения, начавшиеся с известного момента, когда «ученые потревожили останки алтайской принцессы», и продолжившиеся несколько лет назад общественной дискуссией по поводу планов Газпрома проложить газопровод «Сила Сибири-2» все на том же пограничном с Китаем плато Укок. По существу Хорохордин прозрачно намекнул, что региональная власть будет вынуждена поддержать протесты против планов техногенного вторжения на сакральную для коренных алтайцев территорию. Разумеется, ради общественного спокойствия. Не исключено, впрочем, что власти Горного Алтая сами пестуют мифологию, связанную с «духовным статусом» высокогорного плато, в стремлении заполучить от госкомпаний щедрое «жертвоприношение, угодное богам» и республиканскому бюджету.
Между тем, строить новую железную дорогу в Поднебесную — в Горном Алтае или, скажем, из Тувы (через территорию Монголии) — рано или поздно придется. Судите сами: Россия, имея огромную по протяженности границу с КНР — 4350 км, располагает лишь тремя железнодорожными переходами (в Приморье и Забайкалье) с этим экономическим гигантом.
Александр Ходос
Захватят Сибирь