Невеселые известия приходят в эти дни с угольного фронта. И речь не об очередном снижении мировых цен, не о падение экспорта или вялом ходе модернизации Восточного полигона, а о заслоне, который начали возводить ФАС и РЖД на пути кузбасского угля в страны АТР.
Понять такое решение можно, поскольку расширение транспортных возможностей – дело непростое и затратное, да и везти такое количество угля на экспорт в свое время никто не собирался. Аппетит владельцев угольных компаний разгорелся во время форменной валютной обжираловки, каковая случилась в начале нового века, когда цены на энергоносители фантастически взлетели.
Как известно, в далеком сейчас 2002 году на заседании президиума Госсовета в Междуреченске было заявлено о том, что в энергетической стратегии России до 2020 года уголь займет почетное место. Его добыча и потребление внутри страны все эти годы будут неуклонно расти, а цена по отношению к природному газу снижаться:
«В результате опережающего роста цен на природный газ и стабилизации цен на уголь соотношение цен на газ и энергетический уголь в области его эффективного применения поднимется с 0,62 в 2002 году до 1/1 в 2006 году и 1,4/1 в 2010 году, составит 1,6-2/1 в последующие годы».
То есть, планировалось, что за рубеж пойдет дорогой газ, а «дешевый» уголь будут сжигать внутри РФ на ТЭЦ, котельных да в печках. К слову сказать, теперь уже бывший губернатор Аман Тулеев, неизменно успевая поблагодарить президента Путина за то «историческое» заседание Госсовета, то и дело напоминал, что пора заняться восстановлением топливного баланса в российской энергетике. Например, в 2006 году в ходе совещания с главами сибирских регионов он предложил российской энергетике вновь возвращаться к углю, доля которого составляла тогда около 20%:
«Сейчас 27 электростанций в стране работают на газе, — заявил тогда он. — Мы обращаемся к правительству и РАО «ЕЭС» с просьбой перевести их на уголь. Это позволит сэкономить до 6 миллиардов долларов для бюджета России за счет того, что газ вместо ТЭЦ будет отправляться на экспорт. В то же время, эта мера увеличит угольный рынок на 30 миллионов тонн в год».
Как теперь видим, предложение не прошло. По прогнозу института проблем естественных монополий, мощность крупных угольных ТЭС в РФ к 2035 году может сократиться на 27% — с 41,2 ГВт до 30,2 ГВт, а поставки угля на них – еще на 36 млн тонн. Может, оно и хорошо, что не прошло, потому как сейчас вместе с Кузбассом от дыма, сажи и опасных химических веществ задыхались бы не только мы, но и вся Россия, а тарифы за тепло и электричество только росли. Как говорится, смотри Россия на Кузбасс и делай выводы!
И вот сейчас, когда в угольной отрасли наступил нешуточный кризис, оказалось, что никто не руководствуется никакими договоренностями, и уж тем более – какой-либо стратегией: хоть до 2020, хоть ещё дальше. Все отстаивают только свои интересы — и не понять, то ли ведомственные, то ли личные? А ведь ещё совсем недавно губернатор Земли Кузнецкой Сергей Цивилев объявлял, как единогласно поддерживают идею шахтеров вывозить уголь на экспорт во всех направлениях и в правительстве, и в железнодорожном ведомстве! И вот поди ж ты! Оказывается, что на словах все были «за», а на деле как в той прибаутке: «Вышло гладко на бумаге, да забыли про овраги».
Федеральная антимонопольная служба предложила, например, лишать скидок на железнодорожную транспортировку угля те компании, которые не имеют экологичных терминалов. Советник руководителя ФАС П. Шпилевой заявил: «Мы предлагаем сохранить льготные ставки железнодорожных тарифов только для того угля, который направляется в чистые, современные, экологичные порты. Для всех остальных эти скидки, эти льготы могут быть ограничены либо отменены».
А кто из угольщиков потратился на такие терминалы? Существуют ли они вообще на дальневосточном побережье? Пока оттуда раздается только привычное кузбассовцам возмущение жителей о пыльных угольных бурях и выпадении на жилые кварталы и морское побережье черной пыли! То, что в самом Кузбассе современных угольных складов практически нет, и летняя Черемзинская война – яркий тому пример, речь уже не идет. Подразумевается, что кузбасский народ побузит, побузит да бросит, поэтому серьезно тратиться здесь на рекультивацию земель, пылеподавление никто не хочет. Да и откуда этому хотению сегодня взяться, если и все предыдущие годы добыча угля в регионе велась варварски?
Но дело не только в экологии. Беда к угольщикам пришла ещё и со стороны вечных друзей-партнеров – РЖД, которые на предложение рабочей группы Госсовета по энергетике удвоить пропускные мощности БАМа и Транссиба к 2030 году до 260–280 млн тонн, объявили, что собираются тарифными мерами уменьшить поставки на восток энергетического угля, переведя его на другие маршруты или заместив более доходными грузами. Напомним, что чуть раньше РЖД приняло решение отменить тарифную скидку для угля (12,8%) в северо-западном и южном направлениях.
Ко всему прочему, в РЖД в очередной раз напомнили, что перевозки угля на восток нерентабельны и в прошлом году принесли более 52 млрд рублей убытка. И хотя премьер Михаил Мишустин недавно подписал программу, предусматривающую увеличение добычи угля в РФ по консервативному сценарию с 439,3 млн т в 2018 году до 485 млн т к 2035 году, а по оптимистичному — до 668 млн тонн, но обновленный прогноз социально-экономического развития Минэкономики свидетельствует, что в 2020–2022 годах добыча угля будет падать, а в 2023-м — стагнировать, снизившись за четыре года на 11,8% к уровню 2019 г. «Волость» уже не единожды писала, что снижение добычи в Кузбассе идет с весны 2019 года. По данным Кузбасской таможни, объемы экспорта угля из Кузбасса в I полугодии 2020 года сократились на 10%.
То есть, единственно верный прогноз для Кузбасса – прогноз на ухудшение. Но такие предсказания теперь любая бабушка может сделать. Так что при сочинении очередной стратегии развития надо обращаться не к ученым лбам, не к высокопоставленным чиновникам, а прямо к ней. Или же к ним всем, мирно балагурящим о делах наших скорбных на ближайшей дворовой скамейке.
Александр Сусоев