В январе – апреле 2024 года перевалка угля в портах России сократилась на 15%. Если льготный коэффициент для транспортировки твердого топлива по дорогам РЖД не ввести, экспорт по итогам года может сократиться до 30-40 млн тонн по сравнению с прошлым годом, считают некоторые эксперты. И это без учета пониженного спроса основными потребителями.
Основная причина – мировые цены на уголь продолжают оставаться крайне низкими, а стоимость транспортировки и перевалки в портах растет. Предложение ввести для перевозки угля по РЖД понижающий коэффициент 12,8% поступило в правительство от Минэнерго еще в апреле, однако с этим не согласны не только железнодорожники, но и антимонопольное ведомство страны, сообщает «Коммерсантъ». Первые полагают, что это приведет к выпадающим доходам РЖД в размере 295 млрд рублей, вторые ожидаемые потери несколько смягчают – до 145 млрд.
Протест железнодорожников отнять у них запланированные деньги понятен, а чем руководствуется ФАС? Проведенными подсчетами с учетом того, что более 50% полувагонов принадлежит угольным компаниям и их аффилированным лицам, а в портах ими же контролируется до 60% терминалов. То есть угольщики вполне могут контролировать транспортные издержки самостоятельно, считает антимонопольное ведомство. А вот отрицательная рентабельность монополиста может достичь 40%.