Вступили в силу угольные санкции ЕС, хотя спрос на твердое топливо растет. Для самого угольного региона РФ остался один путь — на восток. Заменить импортную горную технику даже в отдаленной перспективе тоже не удастся.

Итак, со вчерашнего дня Евросоюзе вступили в силу санкции, запрещающие импорт угля из России. Наш регион – первый в «чёрном» списке. По данным Федеральной таможенной службы, общий объем экспорта топлива из Кузбасса по итогам прошлого года составил 125,3 млн тонн, из них в страны Евросоюза было отгружено 36,3 млн тонн (около 29%). Однако главными рынками сбыта были страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Например, в Южную Корею, по данным Сибирского управления Федеральной таможенной службы, было отправлено 14,01 млн тонн, чуть меньше — в Японию, Китай, Тайвань. А ещё по нескольку миллионов тонн — во Вьетнам, Малайзию, Индию. Кроме того, Кузбасс продавал уголь странам Северной Африки и на Ближний Восток. Но 36 потерянных экспортных миллионов тонн — это все-таки многовато, так что разговоры о переориентации европейских поставок на восток и куда-то ещё можно отнести к разряду фантазий. Напомним, что, по данным на 1 июля, на угольных складах кузбасских предприятий накопилось более 19 млн тонн топлива.

Вступивший в силу запрет — тяжелейший удар для главной отрасли нашего региона. И хотя о санкциях было известно ещё с весны, но владельцев угольных компаний это не испугало. Они вместе со всей Россией готовы были поступиться экономической выгодой ради высоких принципов. Как известно из телепередач, украинские нацисты много лет терроризировали свободолюбивый русскоязычный народ, зазывали НАТО к нашим границам, чтобы запугать Россию, не дать ей развиваться, а при удобном случае захватить все её богатства! Разумеется, бенефициары кузбасского угольного бизнеса были очень даже против, чтобы кто-то отнял у них источники колоссальных доходов, поэтому на многочисленных митингах ещё со времен освобождения жителей Крыма шахтеры Кузбасса были в первых рядах!  

Вряд ли, конечно, кто-то мог представить, что всё обернется столь серьезными проблемами, но теперь уже отступать некуда. Впрочем, надежда на то, что ситуация в обозримом будущем изменится, многих ещё греет. На днях заместитель губернатора Андрей Панов изложил её смысл на одной из страничек в своём телеграм-канале:

— Мировой спрос на уголь продолжает расти. Главными потребителями этого топлива остаются страны Азиатско-Тихоокеанского региона… Даже Европе, так старательно идущей к зеленой энергетике, по мнению экспертов, придется закупать уголь, чтобы в зимнее время экономить газ. Некоторые страны заблаговременно начали подготовку к холодам и уже вновь запускают угольные электростанции. 

Как говорится, всё может быть. Однако беда в том, что уголь добывают не только в Кузбассе. И хотя в недрах нашего бассейна находятся весьма качественные высококалорийные угли с низкой зольностью и малым содержанием серы, сами европейцы уже нашли или активно ищут им какую-то замену. К примеру, Казахстан, по сообщениям СМИ, в обозримом будущем намерен серьезно увеличить поставки в ЕС, так как его уголь подходит для европейских электростанций. За период с января по май оттуда уже поставили в страны Евросоюза 1,5 млн тонн, а это почти вдвое больше, чем за весь прошлый год. Да и другие угледобывающие страны тоже не дремали.

Заметим, что по объемам добычи угля РФ занимает только 6-е место в мире. У основных конкурентов – Австралии, Индонезии, США – доставка угля к морским портам гораздо короче, а значит, себестоимость ниже. Кузбасс таким преимуществом похвастаться не может, поэтому провоз десятков миллионов тонн по железной дороге на несколько тысяч километров, затем перевалка в портах влетают в копеечку. Экспорт из сибирских транспортных глубин возможен только при высоких ценах на уголь. Пока что они довольно внушительны, но как только крупные покупатели определятся с поставщиками, как только наладится транспортная логистика – они снизятся. К тому же, многие регионы РФ — например, Якутия, Приморье, Сахалин, Хабаровский край, Бурятия — находятся в более выгодном по сравнению с нами географическом положении.

Ко всему прочему, многие страны ещё раньше, чем от закупок угля, отказались от поставок в Россию горнодобывающей техники. Увы, но кузбасские угольные компании весьма зависимы от этого оборудования. Специалисты АО «Росинформуголь» подсчитали наиболее импортозависимые позиции (более 75 % поставок из-за рубежа) по горно-шахтному оборудованию, выделив в итоге следующие: многоковшовые экскаваторы (100 %), дизелевозы (99,6 %), погрузчики для открытых горных работ (93 %), очистные комбайны (80 %) и бульдозеры (76 %). Иными словами, ситуацию с импортозависимостью по этим позициям можно расценивать как критическую.

Понятно, что без победы на фронте импортозамещения будет сложно одолеть супостата в экономическом противостоянии. Недавно губернатор Сергей Цивилев в очередной раз побывал на Юргинском машиностроительном заводе и провел там совещание по развитию производства. В пресс-релизе по его итогам было лаконично отмечено, что на заводе сохранились все оборудование и технологии, которые необходимы для наращивания мощностей производства. Для этого здесь работает необходимый штат специалистов. А в дальнейшем количество рабочих мест можно увеличивать. Ну а сам губернатор гордо отметил:

— Наш Юргинский машиностроительный завод может конкурировать с ведущими производителями и по качеству, и по цене.

Действительно, железо у нас не хуже, но современная техника управляется оператором или даже целыми системами с помощью электронных бортовых блоков, соединенных в единое целое с пусковыми механизмами. Их в Россию тоже запретили завозить и продавать, а своих у нас нет. А если что-то и изготавливается, то далеко не всегда удается «приклеить» свои микрочипы к чужой технике. Правда, у губернатора и его команды остается серьезный козырь для исправления ситуации — бесценный опыт наших отцов и дедов. Других, похоже, пока нет.  

Сергей Борисов

Поделиться:

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Глубокая переработка угля: был завод АКЗ — Спектр, где производили краски на основе угля. Есть современный материал — углеполимеры

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here