Президент страны Владимир Путин посетил высшее учебное заведение с трудно перевариваемой аббревиатурой – РАНХиГС. Вообще-то Российская академия народного хозяйства и государственной службы могла бы иметь и более простое название – ЕРиГС, к примеру. Все равно учебный комплекс славен принадлежностью к президенту РФ, а тот, в свою очередь, организацией выборного процесса на протяжении десятилетий доказал, что иных политических, а значит, и хозяйственных предпочтений в государстве, кроме обожания «Единой России», нет. Ну, не будут же там обучать на свою голову «навальнят», «ходорковцев» или «зюгановцев». У тех свои «университеты».

Приехал президент в РАНХиГС не обсудить учебный процесс, не послушать студентов об их чаяниях, а поздравить выпускников первого курса повышения квалификации из Высшей школы государственного управления. Чего греха таить, кадровый голод в регионах сейчас ощущается весьма зримо и практически на всех уровнях государственной вертикали. Внутренний резерв уже иссяк, все «кумовья» расставлены по ответственным и хлебным местам, имеющиеся бреши устранять уже некем.

«Матросовых», готовых хоть сейчас закрыть своим телом амбразуру дота, где распределяются деньги, конечно, предостаточно, но тут уже приходится руководствоваться государственными интересами, а не только чей-то прытью. Продолжать делить зарабатываемые в стране средства по примеру отца русской демократии Паниковского становится чревато. В какой-то момент возможна сцена и из другого фееричного произведения, доставшегося в наследство от советской эпохи – «Гараж»: «Вытащите эту бумажку, счастливый вы наш». Не говоря уже о более пессимистичной: «Кажется, нас свергают». А это в планы нынешней российской бюрократии уж точно не входит.

Присутствовали на мероприятии в общей массе и нынешние временно исполняющие обязанности глав регионов из Орловской, Самарской, Нижегородской, Ивановской, Омской, Новосибирской областей, а также Ненецкого автономного округа. Всем им предстоит доказать свою состоятельность сначала на выборах, а затем и конкретными делами. Вообще-то стране нужны специалисты, думающие и умеющие добиваться решения проблем, во все отраслях, не только вип-менеджеры, отметил президент. В регионах должны быть управленцы не просто амбициозные, а нацеленные на конечный результат, с уважением относящиеся к людям…

И тут одна из выпускниц не смогла сдержать эмоций, нахлынувших от напутствия. Мы, как русские женщины-выпускницы, с жаром поведала она, можем и коня на скаку остановить, да и мужчины нам ни в чем нам не уступают. Владимир Путин явно не вдохновился откровением, вспомнив, видимо, недавнее ЧП в Кемерове. «Мне бы очень хотелось, чтобы там и тогда, где и когда вы будете работать, никакие избы не горели, не было бы необходимости останавливать поезда на ходу, либо лошадей на скаку, чтобы работа у вас шла ритмично, была организована по-современному», — парировал он.

До сих пор вроде бы критерии готовности к несению государственной службы были по определенно другие. Кое-какие профессиональные навыки, конечно, требовались, но во главе угла всегда стояла личная преданность тому, кто оказал «высокое доверие». Потому-то спец по изготовлению мебели мог запросто стать министром обороны, а затем, после отставки, появиться не просто на горизонте, а во главе корпораций «Ростех» и «Росвертолеты». Как Чапай – в комдивы из плотников. Только тот все же до этого воевал, а не стяжал, и был награжден Георгиевскими крестами. О случаях же карьерных взлетов детей из семей отдельных чиновников высшего звена может узнать любой, покопавшись в интернете.

В результате, в стране на уровне управления государством, регионами, отдельными отраслями действительно образовался кадровый голод. Если уважающий себя специалист – не хам и не подлец – видит, что его «шеф» обыкновенная посредственность, а к тому же еще жулик и вор, то вряд ли будет ему долгой опорой и найдет применение своим знаниям и способностям в другом месте. В том числе, за рубежом. А когда посредственность начинают окружать такие же посредственности, то ты вслед за майскими указами пиши хоть июньские, хоть июльские – дело с мертвой точки никогда не сдвинется.

Взять тот же Кузбасс. Зачищен от не умеющих кланяться и слушать арабские сказки за два десятилетия полностью. Многие из оставшихся при этом хоть и держали, и продолжают держать фигу в кармане, да что теперь толку, если заработан имидж угодника. Кто ж тебе поверит, единожды солгавший? И что теперь делать Цивилеву, который, приехав в регион, неосмотрительно сделал оговорку, что в своей работе будет опираться на местные кадры? Если он волшебник, пусть, конечно, попробует заставить подчиненных думать и принимать решения, за которые следует нести ответственность. А не только слепо исполнять команды, а в промежутках выискивать где и что плохо лежит. Только вряд ли что-то доброе из этого получится.

Смену губернатора и мэра в Иркутске до сих пор сотрясает кадровая чехарда. В 2017 году из администрации города, руководимого Дмитрием Бердниковым, были отправлены на вольные хлеба сразу шесть человек, включая одного из заместителей и руководителя комитета по экономике. И вот уже новые, апрельские, отставки. «Ушли» начальник департамента дорожной деятельности, руководитель МКУ «Управление капитального строительства» и еще один заместитель. Короткая справка для журналистов о причинах принятия такого решения была дана мэром следующая – некомпетентность. Некоторые из освободивших служебное кресло, правда, уверены в обратном – в некомпетентности мэра.

Нынешние руководители регионов, не говоря уже о штабных из муниципальных образований, в совершенстве освоили только одно искусство – жонглирование цифрами в отчетах. Не случайно любое серьезное заседание по поводу экономических успехов сопровождается не фотографиями пусковых объектов или откровениями людей на заданную тему, а графиками. Но если десять раз человеку сказать, что у него зарплата увеличилась, а в действительности она осталась на прежнем уровне, никакие цветные пирамиды, окружности и стрелки в правоте нарисованного не убедят.

Все это потом все равно станет явным. Жаль, что поздно. Как в случае с МЧС, где погибшими на пожаре принято считать только тела обгоревших, а те, кто выпрыгнул из окна, спасаясь от огня или дыма, и разбился, или впоследствии скончался в больнице, статистику уже не портят. Будем надеяться на выпускников РАНХиГС, готовых и в избу, и коня… Другого не остается.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here