На прошедшей пресс-конференции губернатор области Сергей Цивилев, говоря об образовании, акцентировал свое внимание на строительстве школ в регионе. Да, это – актуальная проблема наряду с реализацией национального проекта «Цифровая образовательная среда», в соответствии с которым к 2021 году во всех городских школах интернет-соединение должно быть не менее 100 Мбит/с, а в сельских — не менее 50 Мбит/с. Но мне, как бывшему педагогу, данные цели кажутся второстепенными.   

Немало известных ученых в России давно и последовательно выступают против нынешней системы государственного образования – как школьного, так и высшего. С цифрами и фактами на руках они доказывают снижение уровня знаний выпускников по сравнению с советской системой, которая не случайно считалась одной из самых эффективных в мире. Почему же государственная власть не прислушиваются к голосу разума?

В 80-годах на курсах повышения квалификации в Кемерово нас учили, что главное в системе образования – не нагружать фактами головы учащихся, а научить их самим добывать знания, уметь анализировать события, давать им оценку, делать выводы. А вот нынешняя власть как раз и не заинтересована  в процессе образования воспитывать  думающего человека. Людьми с низким уровнем знаний  гораздо легче управлять, обманывать, десятилетиями обещать достойную жизнь, а на деле лишать их гражданских прав и свобод, поклоняться хитрым, жадным до власти политикам, присваивать народные богатства, заставлять терпеть нищету и произвол.

Недавно ушедший в мир иной лауреат Нобелевской премии Жорес Алферов прямо сказал, что ЕГЭ – это путь нации к дебилизации общества. Ведь по мнению идеологов Запада, избыточное образование представляет угрозу устойчивости развития в мире. Образованные люди  потребляют больше ресурсов, требуют больше возможностей. Вот и наша компрадорская элита не заинтересована иметь общество умных людей, которое может противопоставить себя доминирующей роли коррупционеров и воров, дорвавшихся к властной кормушке. Не случайно бывший министр экономики, а ныне директор Сбербанка  Греф публично ратует за ограничение образования в России.

Вот о чем сейчас говорят учителя в школе: наша задача давать учащимся информацию, а обучать детей и нести воспитательную миссию должны исключительно сами родители. Не раз разговаривал со своими бывшими коллегами, понимают ли они, какое зло привносит в общество система ЕГЭ. Да, понимают, что не только ЕГЭ, но и вся система образования РФ порочна. Хотя бы потому, что принятая на вооружение система оплаты труда позволяет управлениям образования, директорам школ манипулировать педагогами. О каком творческом подходе к процессу может быть речь? Если учитель или директор школы пойдет против воли начальства, его либо уволят, либо он будет получать мизерную зарплату, так как основу вознаграждения за труд составляет премиальный фонд, а на минимальную ставку трудно прожить. Главное теперь – не роптать. Не случайно учителя составляют основную массу членов избирательных комиссий, выполняющих заказ властей по фальсификации выборов.

«Есть, конечно, плюсы, – говорят учителя, – без репетиторства сдать ЕГЭ  не всем реально, коль   детей учат не мыслить, а пытаться отгадывать. Поэтому многие из нас репетиторством зарабатывают даже больше оклада». Мои близкие работают в высшей школе. Они – живые свидетели того, как после введения ЕГЭ многие студенты, поступившие в технические ВУЗы, оказались не в состоянии решать задачи. Не помогают даже дополнительные занятия, так как в учащихся школ не закладывают главное – развивать мышление, тренировать навыки. А вот студенты из Китая, Вьетнама, где еще сохранились остатки советского общего образования, на их фоне выглядят, к сожалению, намного перспективнее.

Высшие лица государства нередко поясняли, что ЕГЭ введено для того, чтобы люди из глубинки смогли поступать в престижные ВУЗы. Я считаю, что это неверно, и приведу доказательства на примере поступивших в 2019 году в Сибирский государственный  медицинский университет (Кемерово). На факультет «Лечебное дело», где учат как раз будущих хирургов, терапевтов и так далее, по целевому направлению на первый поток зачисления принято 190 студентов.

Так вот, из них 228 балов ЕГЭ имели только 50 студентов. Почему именно 228 баллов? Потому что во второй поток по конкурсу прошли абитуриенты именно с этой суммой балов. 66 абитуриентов из числа поступивших имели меньше двухсот баллов – почти столько же, сколько поступило студентов с отличными результатами ЕГЭ. С суммой 200 баллов по целевому набору зачислены всего 122 абитуриента. В итоге за бортом осталось большинство студентов, имеющих куда большие успехи в образовании.  

Что такое целевой набор? Это те студенты, которые имели направления с больниц, поликлиник, но никогда там не работавшие. Как правило, это – дети чиновников, руководителей больничных учреждений, просто «блатных»… То есть, через лет шесть-восемь некоторых из нас  будут лечить люди с низким уровнем знаний, а возможно и интеллекта, в то время как прилежные учащиеся школ, мечтавшие о профессии, в лучшем случае смогут поступить разве что в медицинские училища. Согласитесь, учиться на платной основе в медицинских вузах опять же могут только дети обеспеченных родителей, и далеко не все из них – энтузиасты лечебного дела.

Почему на данном примере сделан акцент? Недавно на совещании Государственного Совета по медицине президент Путин призвал повысить долю студентов, которая могла бы учиться за счет бюджетного ассигнования по целевому направлению. Иными словами, предлагается упрочить систему, при которой получить высшее медицинское образование без больших проблем сможет все та же «золотая молодежь», а не «кухаркины» дети. То, что среди выросших в условиях, не имеющих ничего общего с реальной жизнью всего общества, немало неучей и бездельников, похоже, мало кого пугает. К тому же, инициатива Путина вполне может стать заслоном для талантливых выпускников школ, стремящихся получить высшее образование.

Конечно, наши профессора могут собрать и натаскать  несколько групп учащихся для поездки на соревнования – скажем, на первенство мира – и получить в итоге высокие результаты, чтобы чиновники могли затем выдавать победу за достижения всего российского образования. Никому нет дела до того, что это – единичные примеры, что в основе лежит обман общества, скрывающий кризис образовательной системы. Этих вундеркиндов будут опекать, награждать, внушать им ценности общества потребления, но… В конечном итоге лучшие из них окажутся в западных университетах, где забота о талантах не показная, а истинная.

Владимир Васильев

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here