Всего-то 233 рубля в день может потратить среднестатистический кузбассовец на развлечения и какие-то необязательные покупки. При этом он живет среди «гималаев» горных отвалов и вынужден дышать вредными выбросами промышленных предприятий, построенных по лекалам советского прошлого.

Только 7 тысяч рублей в месяц остается у среднестатистического жителя области, чтобы он мог потратить их на какие-то приятные «хотелки». Всё остальное идет на покупку продуктов, непродовольственных товаров и оплату услуг. Даже при очень низком уровне притязаний, который с детства «привит» многим жителям Кузбасса, 233 рубля свободных средств в день – это позор для богатейшего угольного региона, откуда владельцы угольных компаний (при заботливом внимании чиновников о транспортных коридорах) за два с лишним десятка лет вычерпали миллиарды долларов.

В конце прошлой недели специалисты Кемеровостата опубликовали результаты выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств. Одним из главных индикаторов жизни населения являются располагаемые ресурсы. Они включают в себя сумму полученных денежных средств всех членов домохозяйства, натуральных поступлений, а также займы и кредиты. По итогам I квартала текущего года каждый житель области располагал в среднем 22,7 тысячами рублей в месяц — на 3% меньше, чем в I квартале 2021 г.  

В то же время на потребительские нужды у него уходило 15,7 тысяч рублей или на 12% больше. Основной статьей расходов домашних хозяйств являются покупки продуктов питания, которые составили 34% от потребительских расходов. Таким образом, ничтожный сухой остаток в две с небольшим сотни рублей в день свидетельствует только о том, что никакой малый бизнес, да и средний тоже, не имеют ни единого шанса дать даже хилые ростки на этой скудной почве безденежья. Однако и эти средства житель области, скорее всего, не откладывает на «черный день», а тратит на другие необходимые покупки.

Впрочем, и «черные дни» атмосферных задымлений в прямом смысле этого слова у нас выдаются регулярно, так что сохранить здоровье жителю нашего региона куда трудней, чем жителям многих других российских краев и областей, поскольку мы вынуждены всем этим дышать. С юга до севера Кузбасс покрыт крупными оспинами шахт и разрезов с пылящими и дымящими горными отвалами, а также угольными ТЭС и котельными, которые атмосферу тоже не озонируют. Тем не менее, отчеты чиновников областной администрации в социальных сетях утверждали, что работа по реализации федерального проекта «Чистый воздух» ведется в Кузбассе, не покладая рук.

Всю минувшую неделю в Кемерове и Новокузнецке проходил пресс-тур по предприятиям, которые более других влияют на загрязнение атмосферы. Разумеется, на каждом из них – будь то Кузнецкая ТЭЦ, обогатительная фабрика или металлургическое производство – журналистам рассказывали, как много сделано и ещё будет сделано в далеком будущем для снижения вредных выбросов и сохранения окружающей среды. Где-то потратились на фильтры, где-то уменьшили запыленность на угольных складах, где-то поставили системы газоочистки… Однако базовые технологии переработки и сжигания топлива как были, так и остались, по сути, допотопными.

Это очень хорошо заметно зимой в морозную и безветренную погоду. В такое время, названное почему-то неблагоприятными погодными условиями, жители большинства шахтерских городов живут почти что в непроглядной тьме из-за ложащихся на землю выбросов при тушении кокса, от ГРЭС, котельных и топящихся печей частного сектора. Ученые-медики давно уже определили прямую связь между этими выбросами и заболеваниями не только легких, но и сердечно-сосудистой системы, однако в Кузбассе за много-много лет так и не построили ни одной современной угольной электростанции. Про печки и котельные говорить лишне, это вообще 19 век.

Помнится, несколько лет назад губернатор Сергей Цивилев весьма восторженно отзывался об одной из угольных электростанций в Японии:

— Никакой чёрной пыли, нет вреда окружающей среде. При этом низкая себестоимость. Именно такую технологию нужно перенимать Кузбассу!

После этого он даже пригласил японских энергетиков в Кузбасс и заявил, что целью будущего сотрудничества с ними является сокращение вредных выбросов в регионе. Как часто бывает, подручные СМИ сыграли по этому поводу громкий туш, и всё… Никаких вам бездымных технологий и даже ни единого упоминания о них. Зато тарифы на тепловую и электрическую энергию растут в Кузбассе из года в год, в том числе и потому, что эксплуатация старого оборудования — дело весьма затратное. Затратное для потребителей, а для владельцев ТЭС – весьма прибыльное: не они же дышат угольными выхлопами и сажей?

Кстати, в августе мы уже получим квитанции с повышением платы за ЖК-услуги, поэтому от тех 7 тысяч рублей, которые каждый из нас мог бы потратить на какие-то иные нужды, кроме обязательных, останется куда меньшая сумма. К тому же, всё дорожает, не только коммуналка. Вот разве только капуста и морковка подешевели, но это ненадолго.

Сергей Борисов

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. «построенных по лекалам советского прошлого,» — докажите. Что зря писать. Чтобы сделать такой вывод необходимо иметь полную техническую информацию об энергетической, добывающей и перерабатывающей отраслях.
    Кроме того, экономика сегодня живет по другим законам.
    Кроме того, начиная с хрущевских времен, примерно с 1965 года — реформы Косыгина — это уже переходный период от социализма к капитализму. Поэтому 80-е годы никак нельзя по сути назвать ни социалистическими, ни советскими годами. Только де-юре в названиях документов, начиная с Конституции СССР. Фактически в экономике уже действовал капиталистический закон стоимости. Только капиталистом коллективным было государство.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here