В зоне частичного или полного затопления водами Крапивинского гидроузла в случае его достройки окажутся дюжина деревень и дачных поселков, тысячи гектаров частных владений, четыре сельских кладбища и два скотомогильника.
Эти данные были предоставлены четырьмя муниципальными округами Кузбасса в ответ на соответствующий запрос «Ленгидропроекта», которому поручено довести, так сказать, до ума, но явно вопреки здравому смыслу прежний проект Крапивинской ГЭС. Вот проектировщики и уточняют, что уйдет на дно с их легкой руки.
Наименее проблемными, с этой точки зрения, представляются Прокопьевский и Беловский районы, где протяженность берегов Томи весьма невелика. Районные власти сообщили, что на территориях, которые интересуют «Ленгидропроект», никаких населенных пунктов нет. Соответственно, кладбища и прочие инфраструктурные объекты, сопутствующие жизнедеятельности человека, здесь тоже отсутствуют.
А вот в Крапивинском и Новокузнецком районах, омываемых по проекту водохранилищем на значительной территории, ситуация иная. От створа ГЭС до границы с Новокузнецким муниципальным районом насчитывается 4 660 гектаров земельных угодий, находящихся в пользовании или собственности граждан и предприятий. В том числе 62 участка, на которых расположены пасеки. Кроме того, здесь расположено село Салтымаково, где, согласно регистрации, проживает 61 человек.
А в Новокузнецком районе проектируемое водохранилище если не утопит совсем, то заставит жить в ритме колебаний гидротехнического режима Ячменюху, Усть-Нарык, Осиновое Плёсо, Усть-Аскарлы, Краснознаменку, Ерунаково, Терёхино, Казанково и четыре садоводческих товарищества.
Районная администрация предоставила «Ленгидропроекту» сведения о численности селян и дачников, а также о том, что на этой территории находятся четыре сельских кладбища и два захоронения животных, падших от сибирской язвы.
Вопреки бытующему мнению, скотомогильники вряд ли могут сильно осложнить реализацию гидротехнических планов. У нас вполне освоена ликвидация захоронений останков животных с помощью передвижных крематоров. Перенести кладбища — тоже не самая большая проблема. Куда более серьезное препятствие для возобновления строительства Крапивинской ГЭС представляют собой вопросы собственности на землю и строения, которые будут затронуты в случае обустройства водохранилища.
В феврале, при организации публичных слушаний по ОВОС Крапивинского проекта власти сумели создать иллюзию «тотального одобрения» планов возобновления стройки, не допустив на общественные обсуждения буквально ни одного кузбассовца, чье мнение отличается от официального. Залы, заполненные преимущественно муниципальными чиновниками, единодушно проголосовали «как надо».
Но чего власть не в силах сделать, так это отфильтровать судебные заседания от нежелательных для неё истцов. А таковые – и в большом количестве — непременно найдутся и пойдут в суды защищать свои права, если их собственность пострадает или потеряет в цене в результате «большого булька». Так условно можно назвать претенциозный проект регионального правительства по возобновлению строительства Крапивинского гидроузла.
Александр Ходос
Господин ЦЫ возомнил себя царьком и ловким подлецом, прикрывшись своей половинкой. Уже забыл, как смотрелся на скамейке в чёрное одетый голову опустивши с двумя друганами от угля. Думает, что проскочил…
Утопическая стройка, ведущая к краху. Местный боярин с бородой делает настоящую укро-подлянку для будущего региона, в котором ему места не видится. Смоется восвояси, а «лужу» кто выгребать будет? А что там ниже по течению — Томск…