Да, тема угля, как пыльного, так и «чистого», перестает быть основной экономической повесткой дня в силу сложившихся обстоятельств – в Кузбассе, в стране, в мире. Замена не заставила себя долго ждать: вслед за неожиданным откровением, в результате которого выяснилось, что развитию и процветанию региональной экономики могут способствовать небывалые прежде объемы жилищного строительства, глава региона Сергей Цивилев вскоре сделал акцент и еще на одном из направлений «диверсификации» –  строительстве дорожном.   

На днях губернатор Кузбасса на вертолете кружил над Мариинском. С высоты птичьего полета он вряд ли мог найти и разглядеть даже зачаточные признаки развития экономики в этом старинном и некогда купеческом городе, где сегодня практически нет ни одного предприятия, которое могло бы стать градообразующим, перспективным, радующим горожан рабочими местами и достойными заработками. Но это нисколько не испортило важному пассажиру вертолета настроения, потому как решился он полетать на винтокрылой птице совсем по другому поводу, о чем, приземлившись, тут же поведал любознательному населению.  

«Транспортная инфраструктура — это основа любой экономики, – отметил он. – В условиях кризиса очень важно не останавливать, а, напротив, наращивать её развитие. За последний год нам удалось увеличить объём строительства дорог на 56% — это настоящий прорыв для отрасли. Причем все объекты на гарантии, если дороги расползутся после открытия, подрядчики будут отвечать за это и ремонтировать за свой счёт. За транспортным обходом Мариинска особый контроль. Его начали строить еще в 2015-м, потом работы застопорились. Перезапустить строительство удалось только в 2019 году. Сейчас работы идут по графику, дорожники обещают открыть движение 15 августа в 10 часов утра…».

Как мы знаем, именно 15 августа в 10 часов утра в Мариинске начнут отмечать юбилей города. А где в Кузбассе юбилей и праздник с хороводами – там, конечно же, без участия высшего руководства области не обойтись. Все течет, все изменяется – законы, содержание конституций, даже болезни и вирусы приобретают немыслимые ранее формы и масштабы. Только привычка разрезать ленточку на пусковых объектах Кузбасса остается незыблемой – независимо от смены губернатора. Хотя говорить при этом о качестве новых и будущих строек не приходится. Как и о большинстве реставрируемых в провинции дорог, которые вскоре после торжеств нередко превращаются в направления.

На чем же зиждется оптимизм губернатора? В Ленинск-Кузнецком, к примеру, жители из так называемого асфальтового покрытия только что отремонтированных дорог лепят даже куклы – как из пластилина. И, понятное дело, возмущаются, что такая дорога, которая разваливается буквально на глазах, не выдержит и месяца испытаний под колесами техники. В Анжеро-Судженске свои проблемы. Там весь транзитный автотранспорт, как и в Мариинске, вынужден колесить по городским улицам. Да по каким! Если кто-то из мигрирующих через город водителей в эти дни был вынужден проинспектировать местные дороги, то наверняка скажет, что путь его был адским. Здорово повезло тому, чей автомобиль не развалился от бесконечных ям и ухабов, расположенных даже в самом центре. Местные-то пообвыклись, и потому лавируют между ними без особых последствий для своих «лошадиных сил».  

Удивительно, но при этом дорожные работы в Анжеро-Судженске ведутся чуть ли не круглый год, доставляя массу неудобств водителям. К примеру, в прошлом году власти города радостно рапортовали о капитальном ремонте дорожного покрытия на мосту с большой интенсивностью движения – в районе Кемсети. Этот мост связывает несколько районов города с его центром. Но не успел растаять весенний снег, которого навалило в течение минувшей зимы немало, а капитально отремонтированный мост из-за развалившегося асфальта стал снова непроезжим. Теперь там вскоре опять закипят работы, и вновь движение будет ограничено. А значит, сотням водителей в течение суток снова придется ехать в объезд, минуя данный мост. «Экономический эффект» от такого дорожного строительства следующий: к намеченному маршруту следует добавить десятки километров, плюс потерянное время в результате ожидания у железнодорожного переезда, который почти всегда закрыт.

Правда, мэр городского округа Александр Рыбалко сегодня успокаивает недовольных таким положением дел: «Дорожное полотно моста на улице Кемсеть будет восстановлено. Работы выполнит основной подрядчик – ООО «Сибмостстрой» из Красноярска. Сегодня подрядная организация, выполнявшая ремонт моста, прибыла в город для обследования путепровода… Разрушенное покрытие планируется восстановить в кратчайшие сроки. Возможно, без полного перекрытия дорожного движения».

О том, сколько миллионов бюджетных средств в этой отдельно взятой территории уже было потрачено на дорожное строительство в районе злосчастного моста, сколько еще на него придется потратить, умалчивается. Как умалчивается и о том, когда городские дороги хотя бы в центре Анжеро-Судженска наконец-то станут безопасными для движения. Однако денег на все по обыкновению не хватает. Чаще всего местные дорожники чинят их – особенно это касается улиц частного сектора – наиболее примитивным способом: ямы засыпают горельником, доставляемым с бывших шахт.

Подобных примеров, касающихся дорожного строительства, которое вроде бы должно способствовать возрождению экономики региона, немало и в большинстве бывших районных центров. Если где-то и лежит ровный асфальт, так разве что у зданий администраций. Впрочем, и это не факт. В Яе, например, даже центральная площадь перед местным «белым домом» имеет не презентабельный вид. А в дожди на ней разливается еще и огромная лужа. Поэтому, если ждут в райцентре гостей из области, то накануне на площадь пригоняют бригаду рабочих, которые долго и кропотливо осушают эту лужу кружками, переливая дождевую воду в ведра. Ну а отдельные дорожные ямы иногда тоже латают проверенным годами способом – засыпают песком или шлаком из котельных.  Да и то только участки возле остановок, где ходит рейсовый автобус… 

Но может, хотя бы теперь последует «рывок» (или скачок?) в региональном дорожном строительстве, коль оно призвано стать одним из локомотивов региональной экономики? Кто нам мешает к 300-летию местного угля взять на вооружение лозунг «Ровные дороги – Гладкий Кузбасс»?  

Сергей Маринин

Поделиться:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here