На пресс-конференции «700 дней. Строим Кузбасс» губернатор Сергей Цивилев заявил, что в Кемеровской области приступили к реализации проекта автодороги, которая соединит между собой разрозненную дорожную сеть регионов Южной Сибири.

«Это проект, чтобы связать воедино Кузбасс, Алтай, Алтайский край, Хакасию, Красноярский край и дальше выйти к Монголии, Китаю. Это очень интересный проект. Мы подписали с главами соглашение о совместной реализации этого проекта. Всё, что касается нас, на нашей территории мы готовы полностью выполнять. Определённые элементы этой дороги мы уже сейчас начинаем делать», — сказал Сергей Цивилев.

По словам губернатора, уже разрабатывается технико-экономическое обоснование инвестиций в автомобильную дорогу из Новокузнецка в Междуреченск (в обход Мысков), которая явится одним из сегментов будущей автотрассы.

В комментариях специалистов федерального агентства «Автодор» говорится, что этот проект хорошо вписывается в межрегиональные инвестпроекты «Великое Саяно-Алтайское кольцо» и «Енисейская Сибирь».  В случае его реализации  Чуйский тракт соединится с трассой “Енисей” (федеральные дороги М-52, М-54). Будут связаны накоротке наиболее крупные города семи субъектов Федерации. В то же время новая трасса сделает доступными для массового туризма таежные красоты Западных Саян, Кузнецкого Алатау, Горной Шории…

Эксперты, вероятно, уже не помнят, что когда-то означенный проект был включен даже не в региональную, а в федеральную целевую программу “Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)”. Исполненные энтузиазма заявления на тему этого строительства раздаются на протяжении полутора десятка лет. Но дальше слов дело не продвигается — в Кузбассе, по крайней мере. Поэтому опустим патетику и ограничимся сугубо практическим соображением: если автодорога Абакан-Большой Ортон-Таштагол (с выездом на Междуреченск) будет когда-нибудь введена в эксплуатацию, спидометры машин, едущих из Кузбасса в Хакасию или в обратном направлении, станут наматывать на 500 километров меньше.

Напомним, прокладывать дорогу Абакан-пос. Вершина Тёи-Таштагол начали еще в 2006 году (поселение Большой Ортон ныне уже не существует, поэтому заменим его наименованием поселка-рудника, в котором жизнь еще теплится). Из 238 километров трассы (по первоначальному плану) к 2010 году в хакасской тайге построили 9,3 км (по непроверенным сообщениям, на дороге от Балыксы до границы с Кемеровской областью уложен асфальт). Было потрачено около полумиллиарда рублей, главным образом — из федерального бюджета.

На кузбасском участке строительство не велось вовсе. В Дирекции автомобильных дорог Кузбасса заявили тогда, что все средства — и федеральные, и региональные — сосредоточены на реконструкции автотрассы Кемерово — Новокузнецк и на прокладке нового шоссе Шерегеш-Чугунаш, поэтому раньше 2017 года о дороге в Хакасию вспоминать не стоит.

Позднее — в 2014-15 годах — после того, как главы Кузбасса и Хакасии подписались под очередным эдиктом насчет развития бизнеса, экотуризма и свободы передвижения между двумя регионами, вновь начались разговоры о расконсервации проекта, но и только.

Думается, главное препятствие для реализации проекта заключается в его масштабе.  Даже по расчетам десятилетней давности, смета одного только кузбасского сегмента исчисляется суммой в 20 миллиардов рублей — нужно построить до 180 километров горной дороги и мост в верховьях Томи. В конечной смете все зависит не столько от договоренностей губернаторов, сколько от Минтранса  и «Росавтодора». Ну, и Минфина, конечно.

Александр Ходос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here