Цены на продовольствие в Кузбассе по итогам 10 месяцев с начала года выросли на 6,8%, а по отношению к октябрю прошлого года – на 9,6%. И хотя это выглядит внушительно, однако многие наверняка скажут: «Не верю!».
Советы диетологов о включении в рацион питания как можно большего количества овощей можно расценивать сейчас как насмешку или издевательство, ведь именно овощи в течение года дорожали чуть ли не самыми высокими темпами: индекс стоимости капусты белокочанной составил более 202%, лука – почти 123%, свёклы – 139%, моркови – 137%, свежих помидоров и огурцов – соответственно 182 и 183%. Так что теперь даже экономные и невозмутимые вегетарианцы вынуждены гасить в себе возмущение и отказаться от лишней морковки на сон грядущий.
С тем, что цены растут аномально быстро, согласились все — вплоть до руководителей страны. Инфляция по итогам этого года, видимо, достигнет 6,5–7%. А может оказаться еще выше.
Понятно, что наша статистика не берет эти проценты удорожания исключительно из указаний сверху, а рассчитывает инфляцию по изменениям стоимости потребительской корзины, которая включает в себя сотни разных товаров и услуг. Там много чего неожиданного можно увидеть. Например, по мясу и мясопродуктам (включая колбасы и сосиски) несложно будет насчитать три десятка позиций. Примерно то же самое — по рыбе и рыбопродуктам, куда относится икра лососевых рыб и живая рыба. Их подавляющая часть населения не покупает, но они тоже входят в расчеты. Например, живая рыба подорожала за год только на 1%, а рыба мороженая, которую покупают почти все, выросла в цене почти на 4%. Таким образом в среднем они потянут только на 2%, от чего большинству никак не полегчает. И подобных примеров можно привести довольно много.
Например, в число товаров для расчета индекса потребительских цен на непродовольственную продукцию включаются не только мебель, одежда и обувь, но и, к примеру, подешевевшие на 1,5% и 2% тушь для ресниц или гель для душа. В то же время хозяйственное мыло выросло в цене на 15%, а стиральный порошок – на 10%. Если все это сложить и поделить, то статистическое удорожание будет не таким кричащим, однако в реальной жизни вряд ли большинство хозяек предпочтет использовать для стирки «подешевевший» пенистый гель. Поэтому инфляция фиксированного набора потребительских товаров и услуг растет в Кузбассе куда заметнее – на 7% с начала года.
Продолжится ли рост цен? Несомненно! Ибо индекс цен производителей промышленных товаров у нас в регионе составил с начала года 154%! На днях правительство утвердило индексы повышения платы за коммунальные услуги в 2022 году. В Кузбассе они вырастут в среднем на 4,5%. А поскольку наш сырьевой регион в масштабах России – это не какое-то независимое образование с развитым сельским хозяйством и обрабатывающей промышленностью, а всего лишь один из многочисленных и дотационных российских регионов, то по общероссийским трендам можно прогнозировать дальнейшую картину нашей инфляции. К слову, по данным Росстата, продукты на конец октября подорожали на 10,93% за год.
СМИ уже давно отметили, что рост цен вынуждает все большее количество россиян экономить. Это подтвердили и недавние исследования Сбербанка, нарисовавшие так называемый «Индекс Иванова». Этот индекс – собирательный социальный показатель отдельного гражданина России, который учитывает динамику и структуру его расходов, сбережений, его потребительское поведение, восприятие экономической ситуации в стране и уверенность в завтрашнем дне. Так вот, он показал, что в третьем квартале экономить на еде стали 67% граждан России.
Возможно, некоторые в это не поверят, мол, как так — в магазинах много сравнительно доступных продуктов, на которые у большинства должно хватать денег, ведь зарплаты в Кузбассе хотя бы понемногу, но растут, а пенсии индексируются? Однако внешнее впечатление или арифметические подсчеты нередко весьма обманчивы. Мы не знаем, например, даже приблизительной ситуации с уровнем закредитованности жителей Кузбасса, о том, какую долю своих доходов они сразу отдают банкам, и что у них в итоге остается на еду.
Из отчета «Объединенного Кредитного Бюро» нам известно только, что рост кредитования за сентябрь-октябрь по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел во всех 30 регионах, лидирующих по количеству выданных кредитов наличными. Кемеровская область – одна из таких лидеров: кредиты за 10 месяцев с начала года взяли 333 тысячи человек (в 2020 – 250 тысяч). Таким образом, рост наличного кредитования составил 33%. По этому показателю наш регион занимает 15 место в России, включая Москву и Санкт-Петербург, где и народу поболе, и доходы весомее.
Но жизнь в кредит не может продолжаться бесконечно долго. И, похоже, что полтора миллиона кузбассовцев действительно вынуждены экономить на еде. А она всё дорожает и дорожает.
Сергей Борисов