Около 54 тысяч кузбассовцев с января по начало мая обратились в службы министерства труда и занятости за помощью в трудоустройстве. При этом только 11 400 из них нашли работу. А за 5 месяцев текущего года с предприятий региона уволено около 4 тысяч человек. Под риском сокращения находятся ещё более 8 тысяч. Для сравнения, год назад за аналогичный период их количество было примерно в 2,5 раза ниже. Такие данные привел министр труда и занятости населения Кузбасса Алексей Гришин.

Потеря работы – это неминуемая потеря доходов. А чем отдавать кредиты банкам?! И чем такая патовая ситуация может закончится? В точности не знает никто, но примерный сценарий предсказать все-таки можно.

Кто помнит «лихие 90-е», может подтвердить, что одним из самых типичных преступлений были тогда убийства кредитора должником. То есть сердобольный человек под большое честное слово давал в долг кругленькую сумму знакомому или даже родственнику, потом тратил время и нервы умоляя возвратить долг. Через пару месяцев, а то и ещё быстрее, его находили мертвым. Следователи не сильно долго ломали голову над загадкой в поиске убийцы. Для начала спрашивали родственников или смотрели в тетрадках и записных книжках убиенного, кому он давал в долг и сколько. После этой нехитрой процедуры и пары допросов убийцу вычисляли на раз-два, и дело можно было передавать в суд. К слову сказать, эта методика следствия действует до сих пор.

А теперь можно перейти к экономической подоплеке текущих событий, и с высокой долей вероятности предсказать мотивацию многих людей для участия в массовых волнениях, каковые всенепременно начнутся, если не решить проблему долговой нагрузки семей. «Волость» уже писала, что объем выданных потребительских кредитов жителям Кемеровской области в первом полугодии 2019 вырос более чем на 20 % в сравнении с аналогичным периодом 2018 года и составил 104,3 млрд рублей при общей ссудной задолженности населения региона в размере 261,1 млрд рублей. На каждого кузбассовца приходилось тогда около 100 тысяч рублей кредитного долга, кроме того росло число людей, которые обслуживали одновременно больше двух кредитов.

Понятно, что долги с тех пор только росли. Данных по Кузбассу за этот год пока нет, но в РФ на начало апреля текущего года каждый четвертый заемщик (23%) оказался в катастрофическом положении, когда банку надо отдавать больше 80% доходов. Ещё не так давно многие могли перекредитоваться, но с началом вирусного кризиса условия получения кредитов ужесточились, поэтому выдача новых займов уменьшилась. В Кузбассе, например, по данным FinExpertiza кредитование просело на 32,9%.

Проще говоря, уже сейчас заметен растущий градус недовольства, поводом для которого называют предстоящие изменения в Конституцию с обнулением сроков президентства, но на самом деле наипервейшая причина – неоплатные долги населения. Ситуация станет ещё хуже к осени, когда после выхода из режима «повышенной готовности» окажется, что работать негде.

В общем, мы не знаем пока, где начнутся активные массовые волнения, но с большой долей вероятности предполагаем, что многие должники из нашей области это начинание активно поддержат. У них не будет другого выхода. Особенно у тех семей, которые платят ипотеку. Перспектива оказаться с детьми на улице совсем не радует, а напротив – сильно заводит. Большинство – люди со здоровыми инстинктами, любящие жизнь и своих детей, поэтому, вполне естественно, они сразу или почти сразу подхватят лозунг какого-нибудь очередного Ленина: «Списать все долги банкам!», «Уничтожить этого финансового спрута!», «Раздавить пиявок, насосавшихся народной крови!». Полагаю, что подобных лозунгов, зовущих «убить кредитора», будет много.

Так что увеличением числа строек, небольшим снижением ставки по ипотеке, мизерными выплатами детских пособий, незначительным увеличением размеров другой финансовой помощи глубинную долговую проблему не решить. А решать, похоже на то, нечем. Так что на всякий случай готовимся.

В конце позволю себе небольшой экскурс в историю событий, которые произошли в 1917 году. Тем, кто получал знания в советских школах, учителя истории внушали, что причина Великой Октябрьской социалистической революции заключалась в её основательной подготовке партией большевиков, вооруженных газетой «Искра». Мол, крестьяне их поддержали потому, что самая революционная партия обещала «Землю крестьянам!». Тут есть правда, но не вся. Дело в том, что «освобожденные» от крепостного права в 1861 году крестьяне должны были свои придомовые наделы выкупить у банков за цену, в среднем на 59% превышающую рыночную.

Исследователи пишут, что такой выкуп на самом деле означал ипотечный кредит, но не деньгами, а землей, с последующим денежным погашением. Таким образом, крестьяне расписывались в получении от государства ссуды сроком на 49 лет под 6% годовых. При этом из этих 6% — пять шло на уплату процентов по кредиту, полпроцента на погашение самого долга, а оставшееся полпроцента на покрытие издержек по обслуживанию кредита.

В свою очередь, помещики также получали не живые деньги, а пятипроцентные банковские билеты и пятипроцентные именные выкупные свидетельства. К 1881 году было предоставлено выкупных ссуд на 749 млн рублей, из которых были удержаны долги помещиков на общую сумму 303 млн рублей.

Только за период с 1862 по 1880 года чистый доход правительства от проведения выкупной операции составил 84 млн рублей, не считая процентов (в пересчете на рубли —  еще около 49 млн) – огромные по тем временам деньжищи! Царь не отпустил крестьян, он сделали их рабами нового типа, заставив платить за иллюзию своей свободы, закабалив банковским процентом. Так продолжалось до 1917 года…

Ну а дальнейшее, вплоть до сегодняшнего дня, нам уже более-менее хорошо известно.

Александр Сусоев  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here