Строительство детских площадок, велосипедных дорожек и даже реконструкция дворовых пространств не помогают удержать людей в Кузбассе.
Они продолжают вымирать и торопятся побыстрее уехать подальше от огромной «черной и дымной ямы», которая протянулась с севера на юг по территории региона и хорошо видна из космоса. Даже коронавирус, серьезно повлиявший на свободу перемещения людей не только с заграницей, но и внутри России, не смог как-то изменить этот процесс: из Кузбасса в текущем году уехало более 47 тысяч человек. Естественная убыль населения — превышение смертности над рождаемостью — составила за десять месяцев почти 12 тысяч человек.
Некоторые видят причину такого оттока населения в том, что мало мы ещё строим картинных галерей, хореографических училищ и спортивных «храмов». Но люди более приземленные, к которым себя и относит автор, полагают, что скорость вымирания и отъезда людей тесно связана с низким качеством жизни и падением реальных доходов. Они снижаются несколько лет подряд, и текущий год не стал исключением. По данным Кемеровостата, реальные располагаемые денежные доходы в III квартале по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 3,8%, в январе-сентябре 2020г. по сравнению с январем-сентябрем 2019г. – на 2,2%.
Сейчас, когда в кармане у каждого уехавшего не только международная телефонная станция, но и видеокамера, то о жизни в других более благополучных, чем Кузбасс, российских регионах её владелец может с картинками рассказать всем своим знакомым за пять минут. Можно спрогнозировать, что именно по этой причине, как только закончится коронавирусный изоляционизм, поток отъезжающих навсегда из Кузбасса резко возрастет. Люди умнеют на глазах, и желающих прибивать себя кандальными жилищными кредитами к Кузбассу на 15-20 лет осталось не так уж много.
Как мы уже не раз писали, проценты по ипотеке в Кузбассе ничуть не меньше, чем, допустим, в Тамбовской или Московской области. Цена квадратного метра в европейской части зачастую не сильно выше, а то и ниже, поскольку дома в Сибири надо возводить устойчивыми не только к морозам, но и к землетрясениям. А они то и дело случаются у нас в области — в районах самых крупных угольных разрезов. Недавно, например, снова тряхануло в районе Белова, где с конца 40-х прошлого века усердно роют уголь на «Бачатском» и «Краснобродском». Надо ли говорить, что качество жизни в российской Европе просто несравнимо с жизнью в поселках Бачатский и Краснобродский, а равно и в других наших шахтерских городах? Поэтому отъехавшие хотя бы год назад из наших палестин молодые семьи охотно общаются со своими родными и знакомыми, сравнивая не только доходы, но и условия для образования и развития детей. Надо ли говорить о том, в чью пользу эти сравнения?
Пожалуй, одним из немногих региональных козырей были заработки работников, занятых добычей угля. Однако в этом году и у них начисленная заработная плата снизилась по сравнению с прошлым годом на 3,5%. Заметим, что в долларовом выражении её уровень упал ещё резче. Так что кончились козыри. «Волость» уже писала, что добыча угля в январе-октябре снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2019 года до 92,4%, но отгрузка топлива потребителям рухнула за это же время до 71,5%! В общем, что бы там не сообщали по телевизору об успехах цифровой экономики, «носовой дифферент» жизни трудящихся приобретает опасный характер, потому как с падением доходов цены расти не устают. Особенно на услуги ЖКХ и продукты.
В октябре текущего года цены на продовольственные товары увеличились на 0,2%, с начала года – на 3,0%. Эти проценты, разумеется, очень смущают своей ничтожностью тех, кто ежедневно покупает продукты для семьи. Их семейная инфляция куда выше официальной. И это не просто наши наблюдения: по данным оператора онлайн-касс «Платформа ОФД», с января по октябрь жители России тратили деньги в основном на лекарства, продукты и мобильные устройства. Средний чек на покупку медикаментов в 2020-м вырос на четверть. На 19% вырос средний чек на продукты. На мобильные гаджеты в среднем стали тратить на 17% больше денег. Заметим, что сегодня приобретение мобильных гаджетов не роскошь, а необходимое условие для образования детей, которые и весной, и осенью занимались дистанционно. Многие родители, кстати, потратили на покупку мобильного для ребенка как раз те самые летние президентские детские выплаты, связанные с режимом повышенной готовности и самоизоляции.
Начнет ли ситуация меняться в лучшую сторону хотя бы по снижению заболеваемости? Это сейчас только вирусу известно, но он нам ничего не скажет.
Александр Сусоев
Засланый морячок продолжает политику Обмана Горыныча, что говорит о системе всей вертикали и отсутствие горизонтали упрвления….