Почему кованое для Кемерова дерево скорби «Зимняя вишня» отправлено в Новокузнецк?
Мы уже писали, что ранним воскресным утром 15 сентября губернатор Кузбасса Сергей Цивилев исполнил роль экскурсовода на месте трагедии в ТРЦ «Зимняя вишня» в Кемерове, презентовав журналистам «Сквер ангелов». О достоинствах и недостатках комплекса до сих пор спорят горожане и гости города, уже побывавшие на скорбном месте, которое обустраивалось по проекту британского ландшафтного архитектора Джона Кэлвина Видманна. Но есть в этом иностранном детище одно большое НО, очень огорчившее не только многих кемеровчан.
Еще задолго до того, как родился проект создания сквера на месте трагедии, потрясенные случившимся ульяновские кузнецы решили создать своеобразный и уникальный памятник – выковать пятиметровое дерево вишни. Их замысел поддержали мастера почти со всей России и ближнего зарубежья. Плоды для дерева-памятника несколько месяцев ковало около сотни кузнецов более чем в 70 городах:Геленжике, Новочебоксарске, Якутске, Елецке, Стерлитамаке, Казани, Череповце, Томске…
Все приготовленные для памятника вишенки – разные: есть всего одна, есть и две, есть гроздь вишенок, есть и просто нежный цветок. Но каждая работа мастеров индивидуальна, она была наполнена их искренним состраданием и болью к кемеровской трагедии и, конечно, желанием своими творческими работами предотвратить подобные беды, напомнить, насколько хрупкой может быть человеческая жизнь.
Со всех уголков России эти кованые вишенки доставлялись разными путями в Ульяновск, а там уже кузнецы его скрупулезно монтировали, размещая вишенки по веточкам. Торопились, чтобы успеть закончить все работы и доставить готовый памятник в Кемерово. Надеялись, что он будет установлен на скорбном месте уже весной — к годовщине трагедии.
Известно также, что в Кемерово кованое дерево-памятник доставили в срок — накануне скорбной даты, 18 марта, когда нынешнего «Сквера Ангелов» еще и в помине не было. Однако где с тех пор и всё это время, пока британский архитектор реализовывал свои фантазии на месте сгоревшего ТРК, находилось пятиметровое дерево, никому не было известно. Не обнаружили его и в день открытия «Сквера Ангелов».
По словам создателей сквера, там посажены 60 сосен, завезено 17 тысяч тонн камней для оформления территории, между дорожек в парке располагаются фонтан, башня, часовня, качели, лавочки… Но вот памятнику, который, казалось и должен там быть главным и центральным знаком памяти и скорби, места не нашлось. Причем, как выяснилось, не только в парке, но и в Кемерове вообще его не будет. Об этом и объявил журналистам губернатор Сергей Цивилев, по сути обманувший и огорчивший не только кемеровчан, но и сотню мастеров, которые вдохновенно трудились над его созданием.
— Кованая вишня находится в аэромобильном центре подготовки спасателей МЧС в Новокузнецке. Она будет установлена весной, мы съездим туда с родственниками погибших, выберем место. Дерево будет находиться в большом красивом куполе, чтобы его было видно со всех сторон, где спасатели будут проходить — это такой духовный элемент, — заявил губернатор. Также он сказал, что решение об установке кованого дерева в Новокузнецке было принято, чтобы не перегружать «Сквер ангелов».
В чем сила, брат?
— Здесь достаточно часовни. Наша задача — сделать тут не место скорби, а место силы, — подчеркнул многозначительно губернатор.
Какой силы? Об этом сегодня и размышляют многие. Силы власти своей губернаторской?
Между тем, в некоторых группах соцсетей сейчас идет активное обсуждение темы очередного обмана ожиданий даже в таком скорбном и святом начинании. Проводятся и опросы: в каком городе должен стоять кованый памятник «Зимняя вишня»? Однозначно пользователи заявляют, что только в Кемерове, где случилась беда, и нигде больше. И только на месте трагедии. Отмечается, что власти, принявшие решение своевольно переадресовать это кованое дерево вопреки всему здравому смыслу в Новокузнецк, который не имеет никакого отношения к трагедии, поступили, мягко говоря, непорядочно.
Возможно, пошли на поводу у иноземного архитектора, который отрабатывал заказ только своими фантазиями, и не стал брать в расчет намерения и пожелания кемеровчан, как и российских кузнецов, создавших этот уникальный и трогательный памятник. Ну а губернатор Сергей Цивилев придумал странное и обидное для многих обоснование, почему этому кованому дереву в память о жертвах в «Зимней вишне» там не место. Лишний раз подчеркнув свою непререкаемую исключительность даже в таком, казалось бы, очень тонком и скорбном вопросе, где требуется всегда искать и находить компромиссы.
Сергей Маринин