Мы много слышим красивых фраз от губернатора Сергея Цивилева, от его супруги – главной всекузбасской попечительницы Анны Евгеньевны и многочисленной армии чиновников о том, как с каждым днем все больше расцветает и благоухает наш регион. С их слов, почти всё, что сейчас происходит в Кузбассе – это впервые и только во благо каждого отдельного жителя. Можно было бы поддаться эйфории и бесконечно аплодировать за труды столь революционные и тяжкие, вот только реальность, которая окружает, порой, шокирует и заставляет усомниться в словах чиновничества. Слишком далеки они пока от правды жизни.

Мы приведем лишь несколько примеров, когда старики, оказавшиеся по разным причинам в пансионатах — в том числе, частных, а также в так называемых богадельнях в буквальном смысле там погибают. И никаким властям, попечителям и благотворителям до них дела нет. Где-то — страдания и горе, а где-то — бесконечные праздники. Фейерверки, алые ленточки и танцы с бубнами нынешней администрации явно больше по нутру.

Позабыты, позаброшены…

Недавно в интернет было выложено видео о том, в каких ужасных условиях прозябают немощные пожилые люди в странном двухэтажном доме поселка Безлесный Яйского района. Полуголые постояльцы, смирительная рубашка на одном из них, облупившиеся стены, антисанитария… После обнародованных данных кадров начал разгораться скандал. В Безлесный поехали журналисты, чиновники.

Выяснилось, что это не приют, не дом престарелых, не интернат, а обыкновенное частное строение, которое коммерсантка сдает тем, кому негде жить. Глава местной администрации Андрей Иль утверждает, что не ведал о том, что творится в этом доме буквально у него под носом. Поскольку, говорит он, это — частная собственность, и никого туда не пускают, а значит, и глава не имеет права вмешиваться в обстоятельства происходящего.

Во время недавнего объезда глава Яйского района Евгений Мяленко с заместителем по социальным вопросам и начальником управления социальной защиты населения посмотрели на постояльцев этого дома и также были поражены условиями их жизни. В проходных комнатах обитали, в основном, лежачие и убогие. Кто едва передвигался — менял памперсы недвижимым, кто-то выносил в тазике отходы жизнедеятельности лежачих. Сколько всего проживает под крышей этого дома несчастных — неизвестно, но, как рассказывают визитеры, их там не менее полусотни.

Причем, они не ропщут на судьбу, а даже благодарны своей сердобольной хозяйке, которая их, никому не нужных — в том числе родным и близким — здесь приютила. Странно, но до недавнего времени на происходящее в этом доме не обращал внимания никто — ни социальные работники, ни МЧС, ни санитарные врачи, ни полиция, ни прокуратура… Теперь же все вдруг засуетились, заполняя эфир риторическим вопросом: «Как же так вышло, что постояльцы живут в таких чудовищных условиях?». И напустил на себя ответственный люд вид озабоченности. А прокуратура Яйского района на днях даже объявила об организации проверки в этом доме — на предмет нарушения прав пожилых людей.

Кто эти несчастные люди, какими судьбами они оказались на закате своей жизни в отдаленном поселке Яйского района под крышей частного дома? Сколько они платят коммерсантке за свое существование? Насколько безопасно здесь находиться? Кто за ними ухаживает? Чем и как они питаются? На эти и многие другие вопросы, надеемся, в скором времени ответят проверяющие. Вот только станет ли после всех этих проверок в Яйском районе жизнь стариков радостнее в других муниципалитетах Кузбасса? Вряд ли кто-то отважится ответить на вопрос утвердительно.  

Старость не в радость

Не так давно стало известно об ужасных условиях содержания постояльцев и в пансионате для пожилых людей «Серафим», который расположен в поселке Новый Ленинск-Кузнецкого района. И тоже благодаря интернету. На обнародованном фото полуголый инвалид валялся на полу. «Хочу вам показать, как обращаются со стариками. После того как их вымыли, их кладут на пол, обращаются с ними, как с вещами, муж хозяйки избивает стариков», — комментировал фото автор.

Также утверждалось, что инъекции пациентам делают сотрудники без специального медицинского образования, а эвакуационные выходы в помещении заблокированы кроватями. После обнародованной информации проверку там начали Следственный комитет и прокуратура. Региональный омбудсмен Зоя Волошина также побывала в этом пансионате.

Выяснилось, что реабилитационный центр для престарелых «Серафим» работает с 2017 года. Он зарегистрирован как автономная некоммерческая организация. А нарушений там столько, что впору его закрывать, чтобы стариков спасти от погибели.

Между тем, прокуратура Кемеровской области официально сообщила:

«…В нарушение требований закона в центре не обеспечено соблюдение требований к организации питания, размещению, устройству, оборудованию, содержанию, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму работы организаций социального обслуживания, к пожарной безопасности.

В частности, количество мест в спальных комнатах превышает допустимые нормы; гостиная расположена в женской спальной комнате; имеются дефекты внутренней отделки помещений; количество инвентаря (тумбочки, стулья,шкафы) не соответствует количеству проживающих в центре граждан; нарушаются требования, предъявляемые к сбору твердых бытовых отходов; отсутствует раковина с подводкой горячей и холодной воды для мытья рук проживающих; в производственных помещениях отсутствует приточно-вытяжная механическая вентиляция; у второго повара отсутствует медицинская книжка; пищевые продукты не сопровождаются документами, подтверждающими их качество и безопасность; один из эвакуационных выходов заблокирован кроватью.

В нарушение требований статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации не проводились периодические медицинские осмотры для определения пригодности работников центра для выполнения поручаемой работы, ежегодные флюорографические обследования… Кроме того, в нарушение статей 4, 9 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» проживающему в центре «Серафим» мужчине, являющемуся инвалидом, при оказании социальныхуслуг по смене постельного белья и мытья не было обеспечено уважительное и гуманное отношение, уважение достоинства его личности…».

Понятно, чтобы устранить все эти многочисленные нарушения, прокурор внес соответствующее представление директору. «Серафим» теперь уже под приглядом прокурора продолжает дальше работать.

А сколько еще в Кузбассе — чаще всего, в отделенных поселках — подобных «Серафимов», где к старикам относятся хуже, чем к животным? Туда вряд ли ступит нога нынешнего чиновника, который (если он, конечно, настоящий хозяин своей территории) и обязан приглядывать за всем происходящим. А при необходимости — привлекать для наведения порядка соответствующие службы. Особенно, если это касается пожилых людей.

Многие, вероятно, помнят такую мудрость: «Нет будущего у страны, пока в ней не заботятся о стариках». Если ее перефразировать применительно к нашему региону, то можно сказать, что и у Кузбасса нет и не будет будущего. Вне зависимости от того, сколько лет ему назначено – 300 или 75. Сложно вообще рассуждать о каких-то перспективах, пока старики доживают последние дни в нечеловеческих условиях, а власти этого словно не замечают. Или делают вид, что не замечают, чтобы не испортить общую картину своей, так называемой, социальной направленности и многочисленных бумажных программ по обустройству земли Кузнецкой.

Кому старики в сыновья сгодятся?

Впрочем, будем справедливы – кое-какие «шевеления» в данном направлении есть: на днях кузбасские депутаты приняли закон об усыновлении одиноких стариков.
— Человек будет проживать либо у себя дома — в привычной для себя обстановке, где за ним будут осуществлять уход, либо ему предложат проживать в семье, где за ним будут ухаживать, — сообщил председатель комитета по вопросам здравоохранения и социальной защиты населения Глеб Колпинский.
Забрать в приемную семью можно будет, например, одиноко проживающих дееспособных граждан – мужчин в возрасте 60 лет и старше, женщин – от 55 лет и старше, или одиноко проживающих совершеннолетних дееспособных инвалидов первой- второй группы. Но вот решит ли этот закон хоть в какой-либо мере нынешние многочисленные проблемы пожилых людей, пока говорить рано.
Сергей Маринин

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Так как глава туда прошел: если это частная собственность и никого не пускают?
    Как-то бы определился со своей позицией?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here