Шорцев, представителей этого уникального народа, осталось на нашей земле около 12 тысяч. Большинство из них проживает на юге Кузбасса и в сопредельных регионах.

До поры, до времени эти люди мирно сосуществовали с властями, выживая за счет рыбалки, охоты, собирательства дикоросов. При этом жители тайги строго соблюдали родовые законы, традиции, не причиняя вреда никому, в том числе и природе, которую обожествляли, а она взамен щедро одаривала их своими богатствами.

Их несчастья начались после того, когда на родную землю в последнем десятилетии пришли угольщики, которые не только начали ее рыть и взрывать – были загажены  реки, уничтожены леса и целые родовые поселения. И без того малочисленному коренному народу стало грозить полное уничтожение. Кто-то из шорцев решился ради самосохранения бежать из родных мест в города и даже за границу, а кто-то и сейчас продолжает бороться за право жить на земле предков.

С признаками геноцида

Напомним, что после многочисленных, но тщетных попыток получить защиту от властей региона, от правительства и президента РФ, их требования о прекращении геноцида еще в 2015 году дошли и до Организации Объединённых Наций. ООН не осталась безучастной к проблемам уникального малочисленного народа и в том же году по этому поводу адресовала специальное обращение российскому правительству, требуя защитить шорцев от бандитизма олигархов и абсолютного бездействия местных правоохранительных органов. Ведь результатом неравного противостояния тех лет стал, в частности, и чуть ли не сожженный дотла поселок Казас.  

Памятное выступление на заседании ООН общественницы Яны Таннагашевой привлекло тогда внимание всей международной общественности к данной проблеме. Была принята резолюция, требующая от российских властей остановить геноцид малых народов, и даже приостановить импорт кузбасского угля, «пропитанного слезами и кровью народов проживающих в Кемеровской области». Справедливости ради, необходимо заметить – да, в регионе были после этого возбуждены десятки уголовных дел, увы, ни одно из них так и не дошло до суда.

Вернуться к баталиям давно минувших дней мы были вынуждены в связи с рядом новых обстоятельств. 9 января 2020 года Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации опубликовал оценку положения шорского народа в Кемеровской области и направил документ в правительство РФ. В нем было отмечено, что, несмотря на официально поступившее сообщение о предоставлении шорцам, проживающим в разрушенном поселке Казас, компенсации в размере 90 млн. рублей, получили ее не все жители. Эксперты ООН заявили, что правительство РФ должно предоставить адекватную компенсацию шорцам за потерю их земель и домов и принять план переселения.

Отмечено, что у шорцев из Казаса по-прежнему нет доступа к самой деревне, а также к кладбищу, что неприемлемо и должно быть немедленно исправлено. Комитет приветствовал отчет России о мерах для соблюдения принципа свободного, предварительного и осознанного согласия (СПОС) коренных народов при любых действиях в отношении их традиционных земель, и попросил правительство предоставить информацию о конкретных мерах для реализации СПОС в отношении шорцев.

Кстати, вот и пример попытки прийти к согласию. Сразу после рождественских каникул охотники-шорцы в открытом обращении к губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву заявили о нарушении прав малочисленного народа. Они сообщили, что угольные компании действуют на территории поселений без получения согласия со стороны жителей, что угольная промышленность в регионе наносит серьезный ущерб окружающей среде, здоровью и традиционной культуре коренного населения.

Не договорились

А на днях состоялась встреча жителей поселка Казас, представителей угольной компании «Южная» и главы города Мыски по поводу сожжённого посёлка Казас. По сообщению представительницы малочисленного народа Яны Таннагашевой,  «…казасинцев пригласили после очередного письма в ООН к нашему «глубокоуважаемому» правительству по поводу нарушения прав шорцев.  На местах же глава города и представители компании стали снова предлагать деньги — по 7 миллионов рублей каждому. Ставки растут… Однако казасинцы напомнили о требованиях, которые они выдвигают уже много лет. Чем вызвали удивление главы (он уже третий за последние годы) и угольщиков, заявивших, что ни о каких требованиях они не знают.  Казасинцы сказали, тогда о чём разговор: когда узнаете, тогда и поговорим. Встали и ушли».


Также Яна поясняет (текст без правки): «Правительство, отчитываясь перед ООН, пишет, что была принята программа переселения посёлка и выплачена компенсация жителям в размере 90 млн.руб. Вот это всё враньё! Ни программы переселения не было, ни компенсации за утрату территорий традиционной хозяйственной деятельности. Как уже много раз говорилось, была банальная скупка домов и земель под давлением и запугиванием шорцев. Но ни одному жителю компенсацию не выплатили. Требования, которые выдвигают оставшиеся шорцы Казаса следующие: заключить трёхстороннее бессрочное соглашение о сохранении кладбища и беспрепятственный доступ жителей к кладбищу в их родном посёлке. Обеспечить благоустроенным жильём жителей п.Казас, оказавшихся без жилья в результате так называемого переселения, проходившего в п.Казас в период с 2012 года по 2015 год (в посёлке жили люди у родственников, причём были у них прописаны, но у них, в силу жизненных обстоятельств, не было собственного жилья. На данный момент люди вынуждены скитаться). Также требовалось построить новый посёлок за счёт угольных компаний, работающих на территории Мысковского городского округа, в экологически чистом месте, в том месте, где укажут жители поселка Казас и восстановить статус Чувашинского национального сельсовета в границах 2002 года. Однако, угольщики и власть думают, что деньги решают всё…».

…К большому сожалению, не только бывший, но и нынешний губернатор Сергей Цивилев вместе со своей «эффективной» командой тоже делают вид, что проблем у малочисленного народа в Кузбассе нет. Это следует из того, что даже очередное послание ООН здесь никак не комментируют, не проясняют собственную позицию по проблеме ни делом, ни словом. Соответственно, сам по себе напрашивается вывод: значит, как и прежде, жизненные интересы людей в регионе не в приоритете. Если и следует на них обращать внимание, то только после добычи угля, которую необходимо наращивать — в полном соответствии с озвученными после «коронации» планами. 

Сергей Маринин

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Геноцид населения России продолжается уже не одно десятилетие,а геноцид малых народностей Кузбасса осуществляется с особым ожесточением. Всем жителям Кузбасса необходимо сплотиться и требовать прекращение добычу угля открытым способом, земли малых народностей вообще запретить трогать!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here