«Мы живем на угле, а печи топить нечем», — говорит житель Междуреченска Людмила Григорьева.
Уже 25 лет она живет в своём доме. К слову, частный сектор в городе занимает огромную территорию. Большинство из собственников этого жилья в той или иной степени имеет отношение к угольным предприятиям. Однако многие приобретают топливо по талону через «Гортопсбыт» — в первую очередь, именно оттуда «чёрное золото» попадает в дома пенсионеров, работников муниципальной сферы и бюджетных организаций. С каждым годом цена на него растёт: вот и в этот раз за тонну угля приходится отдавать 2 398 рублей. На то, чтобы топить печь весь зимний период, необходимо не меньше 8-9 тонн — это при хорошем состоянии печи. И угля, соответственно, качество которого совсем не радует людей, живущих в шахтёрском городе.
Теперь давайте посчитаем: за 9 тонн нужно отдать 21 582 рубля, но тут не как в магазине — нет кредита или рассрочки. Где хочешь, там деньги и бери. Не важно, кто ты – пенсионер с пособием от государства в размере 8 000 рублей, инвалид или одинокая многодетная мать…
«Все соседи поражаются — одна порода! Живем на угле, а протопить дома нечем. Привозят его с Пермяковского разреза. Так прямо и на талонах было написано. Не понимаю, почему не с наших разрезов и шахт? В прошлые годы с Красногорки выдавали. Вот он был нормальный. Бывали, конечно, куски породы, но это ерунда, чепуха. А в прошлый раз и нынче привезли уголь — одна штыба (мелкий уголь, дословно с немецкого – пыль) и порода. Невозможно топить», — говорит Людмила Григорьева.
Директор МУП «Гортопсбыт» Гульнара Пушная пояснила: «С самого открытия предприятия мы работали с ПАО «Южный Кузбасс» и разрезом «Красногорский». Для населения города поставлялся уголь марки «Т». Это твёрдый уголь, который пригоден именно для топки печей. Но в связи с тем, что политика «Южного Кузбасса» немного изменилась, с 1 июля мы вынуждены были перейти на совершенно другую марку угля — это марка «Д». Так как мы муниципальное предприятие, то обязаны работать в рамках федерального закона №44 ФЗ — был объявлен конкурс. Победителем вышла компания ЗАО «Стройсервис». Поэтому уголь с 1 июля поступает с разреза «Пермяковский» из города Белово».
Также откликнулись и специалисты МУП «Гортопсбыт»: «Эта марка ничем не хуже той, которую привозили междуреченцам раньше. Уголь прошёл лабораторные исследования — соответствует всем требованиям и нормам. Фракционность, зольность и влажность марки «Д» прошли проверку даже в сильные морозы». А потом — внимание! — главная фраза: «В междуреченских котельных его используют уже более 10 лет». И вот тут вопросов стало ещё больше…
Что мы имеем? Уголь отличных марок у нас буквально под ногами, а зимой нас греет беловское топливо. Может, именно поэтому в наших домах с каждым годом становится всё холоднее? На кого работают наши сыновья, мужья, отцы… и вообще больше половины города?
Ну, хорошо… Пошли в котельную. Там, конечно, уголь расхвалили, а что ещё остаётся? Начальник топливного склада МУП «МТСК» Юлия Чапайкина сказала буквально следующее: «У этой марки угля высокие «летучие», до 40%. И очень большой плюс- это маленькая зола — 8%. То есть, соответственно уголь этот загораться будет намного быстрее и лучше, а прогорать будет почти весь».
Тогда почему каждую из последних зим междуреченцы, не скрывая гнева, говорят о том, что спасают их не батареи, а обогреватели, которые работают в каждой комнате? А маленькие дети дома ползают по полу не в маечках и шортиках, а в тёплых штанах и кофтах? Ну, а жители частного сектора и вовсе сами, своими глазами видят, чем приходится топить печи. Уж им-то про расходы, летучесть и маленькую золу точно не стоит говорить…
Рискуя жизнью, наши шахтёры добывают уголь миллионами тонн. Продаётся он далеко и за дорого, а нам для обогрева привозят штыбу, за которую ещё и деньги берут немалые. Сапожники без сапог? Нет. «Золотодобытчики» с дыркой в кармане.
Маргарита Молчанская