— В течение недели кузбассовцы будут собирать мусор на речных берегах и прилегающих акваториях, посетят эко-уроки, примут участие в флешмобах, конкурсах, выставках, направленных на воспитание бережного отношения к водным ресурсам, – пояснил начальник департамента природных ресурсов и экологии Сергей Высоцкий, комментируя стартовавший 11 сентября экологический марафон «Чистые берега Сибири».

В это же время в поселке Яя, знаменитом в том числе и речкой с одноименным названием, где до недавних пор еще можно было легко добыть на уху рыбку, среди местных жителей начался переполох. Семья одного из рыбаков, который в очередной раз наловил в речке карпов, едва не задохнулась от запаха туалета, когда эту рыбу начали жарить. Говорят, вонь пошла такая, хоть противогаз надевай.  Даже кошки брезгливо отворачивались от свежевыловленной в речке рыбы. Понятно, что кушать такую гадость никто не отважился.  

И начались теперь семейные скандалы: хозяйки мужей-рыбаков и на порог с уловами не пускают. Грозятся удочки переломать и лодки проколоть. Требуют, чтобы те к реке и близко не подходили.  И начали тогда яйчане искать того самого злодея, который на корню погубил рыбацкий азарт.

Вскоре выяснилось, что из неприметной трубы, сбрасывающей стоки прямо в речку Яя, напрямую текут отходы канализации. Мутная коричневатая и пенистая жидкость — как говорится, с доставкой в каждую квартиру и дом. Ну и запах в округе – соответствующий. Это при том, что речка Яя не только до недавних пор была знаменита обилием рыбы, она еще и снабжает водопроводной водой весь Яйский район, а также и некоторые другие прилегающие территории. 

Как рассказали знатоки, без всякой очистки отходы канализации начала сливать в реку местная колония строгого режима, где, как утверждается, отбывает наказание немало осужденных с открытой формой туберкулеза. Впрочем, и от райбольницы тоже вся гадость теперь течет сюда же. Иными словами, есть возможность собрать в реке любой букет болезней. Такое положение дел очень возмутило яйчан, которым, как оказалось, в любой момент грозит распространение заразы от загрязненных вод их любимой реки. Причем, это происходит еще и на фоне того, что на местном водозаборе в рамках оптимизации сокращают специалистов, занимающихся очисткой воды. Да еще и скотомогильник в самом поселке с павшими от болезней животными, о котором мы рассказывали, тоже немало принес тревог — оттуда вся эта зараза вместе с поверхностными водами тоже успела серьезно загрязнить колодцы и скважины.   

Однако местные власти пока никак не комментируют очередное ЧП, которое вполне можно было бы назвать экологическим преступлением. Правоохранители тоже помалкивают и не проявляют инициативы, чтобы «найти» и наказать виновных в загрязнении реки канализационными отходами.

А Евгений Суменков, который руководит теплоснабжающей организацией, в чьем подчинении и находится водозабор с очистными сооружениями, пытался успокоить земляков следующим объяснением: «Были специально завезены микроорганизмы для переработки фекальных стоков. То есть, в процессе производства используются микроорганизмы. Из-за этого — белая шапка, они всё расщепляют».

Насколько эффективно расщепляют фекалии те самые микроорганизмы, рассказывая о которых, пытается успокоить население начальник, можно судить опять же по запаху на берегу — в районе сброса отходов в речку. Ну и, конечно, по запаху туалетных нечистот от пойманной рыбы. Вряд ли самый стойкий микроорганизм сможет выдержать подобную газовую атаку, которой теперь подвергают жителей поселка. Поэтому местные жители срочно требуют от властей и контролирующих органов провести (и впредь проводить регулярно) независимые исследования для получения объективного анализа сточных вод. А результат сделать достоянием общественности.

…Наверняка, какие-то протокольные флешмобы с конкурсами и плясками в рамках марафона «Чистые берега Сибири» пройдут в районе. И бумажные отчеты местных чиновников о них будут как всегда впечатляющими. Только вряд ли даже самые отважные активисты смогут в эти дни подойти близко к той самой трубе на берегу, круглосуточно извергающей фекалии в реку, чтобы поближе познакомиться с микроорганизмами, якобы их истребляющими. Сильно плохо там пахнет.

Впрочем, если есть готовность воплотить в жизнь слоган «Чистый уголь – зеленый Кузбасс», о котором постоянно трубят первые руководители региона, то что мешает по ходу борьбы за экологию реализовать и другой – «Фекалии в реке – ароматный карп на столе». Может, просто микроорганизмы пока не те?  

Сергей Маринин

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here