На угольном фронте Кузбасса вот уже несколько недель наблюдается некоторое затишье: ни тебе традиционных совещаний с железнодорожниками по тарифам на перевозку угля, ни торжественных рапортов о рекордах шахтерских бригад по итогам минувшего года, ни экстренных сообщений об ударном труде экскаваторщиков или сверхплановой погрузке полувагонов углем.

Даже департамент угля не торопится поделиться данными о работе угольных компаний в январе. Из чего можно сделать вывод, что они отнюдь не радужные и быстро развернуться угольными эшелонами с запада на восток, как об этом ещё недавно заявлялось, не получается.  

На днях стало известно, что, по данным Центрального диспетчерского управления топливно-энергетического комплекса, добыча угля в России в январе 2020 года снизилась на 7,2% по сравнению с показателем января прошлого года — до 33,7 млн тонн.  А поставки российского угля на внутренний рынок сократились на 2,8% — до 17,63 млн тонн. Экспорт угля в январе упал на 15,5% — до 12,6 млн тонн, импорт снизился на 3,6%, составив 1,77 млн тонн. Крупнейшие угольные компании, ведущие добычу в Кузбассе, первый месяц года продемонстрировали следующие результаты: СУЭК — 9,96 млн тонн угля (минус 1,1%), УК «Кузбассразрезуголь» (входит в УГМК) — 3 млн тонн (минус 14,6%), ХК «СДС-Уголь» — 1,55 млн тонн (минус 25,7%), УК «Южный Кузбасс» (входит в «Мечел») — 1 млн тонн (плюс 123,9%).

В общем, у нас наблюдается дальнейшее снижение угледобычи, которое влечет за собой весьма неприятные последствия для многих горняцких семей. Уже неоднократно сообщалось о банкротстве шахт в г. Полысаево и увольнении там рабочих и служащих, а в начале февраля разрез «Черниговец» (СДС) заявил о сокращении 250 рабочих, имеющих железнодорожную специальность. Их, правда, не выгоняют на улицу, а предлагают работу вахтовым методом на строительстве порта в Приморском крае. О том, какие кадровые перемены и сокращения грядут в других угольных компаниях, а также в организациях по погрузке и транспортировке «черного золота», можно только догадываться. Напомним, что на добыче угля в Кузбассе занято более 100 тысяч человек.

«Волость» уже писала о том, что невидимый коронавирус может серьезно повлиять на экспорт кузбасского угля в Китай, а какой прогноз на ближайшее будущее дают чиновники и эксперты? По советской традиции – оптимистический! Например, министерство энергетики России не видит снижения спроса на российский уголь в Китае из-за ситуации с коронавирусом. Там считают, что в 2020 экспорт угля из РФ может даже вырасти.

«Нормально. Нет снижения. Спрос не падает, у нас объемы экспорта угля в Китай из года в год растут», — отмечает замглавы Минэнерго А. Яновский. По его словам, возможность роста экспорта угля в Китай будет зависеть от пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке. В свою очередь в РЖД сообщили, что выполнили свои обязательства по расширению провозной способности инфраструктуры Восточного полигона на 55 млн тонн по сравнению с 2012 годом. В прошлом году на Дальний Восток было перевезено 119 млн тонн экспортных грузов, а в 2020 году результат планируется увеличить до 124,9 млн тонн.

Однако независимые эксперты не столь оптимистичны, хотя и прогнозируют, что Китай может нарастить импорт на фоне распространения опасного вируса. Такой вариант вероятен из-за эпидемии, повлекшей сбои в работе угольных предприятий в самом Китае. Однако кроме кузбасского угля в очередь на китайский спрос выстроились другие конкуренты, у которых транспортировка угля обходится куда дешевле. Между тем, биржевая цена на уголь остается относительно низкой, что серьезно снижает конкурентные позиции УК, работающих в Кузбассе, откуда только до морских портов «скакать», как минимум, три тысячи километров.

К тому же, китайская экономика сегодня находится на спаде, и вероятность наращивания там потребления энергоносителей весьма призрачна.  

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here