Холдингу, объявившему, что он ищет покупателя на свой заокеанский дивизион Evraz North America, расставаться с активами не впервой. Но тут особый случай…
У ЕВРАЗа история «продаж чего-нибудь ненужного» не менее богата, чем хроника слияний и поглощений. Он много покупал – в Европе, Азии, Африке, Америке, но впечатление такое, что продавал активы еще чаще.
Поначалу это была даже не коммерция, а «вывод за периметр компании» (выражение из евразовских пресс-релизов) предприятий, за которые холдинг не желал нести ответственности. Новокузнечанам помнится, как в своё время ЕВРАЗ отделил от себя больше трех десятков вспомогательных подразделений КМК и Запсиба. Позднее, в кризис, немалая часть сервисных контор обанкротилась или просто прекратила свою деятельность – главным образом из-за неплатежей основного заказчика и неподъемной арендной платы за оборудование, которое осталось в собственности все того же клиента №1.
Но, с точки зрения евразовского менеджмента, стратегия вывода на аутсорсинг вполне оправдала себя: в случае несостоятельности сервисной компании холдинг ничьих долгов не гасил и никаких обязательств перед её персоналом не имел, а просто объявлял очередной конкурс на обслуживание и заключал договор с новым подрядчиком.
Потом последовала волна оптимизаций, связанная с отказами ЕВРАЗа от «непрофильных активов», позже — серия продаж угольных шахт — «Юбилейной», «Грамотеинской», «Тагарышской» (и до кучи – Центральной ТЭЦ), причем по символическим ценам. В случаях с «Грамотеинской» и «Тагарышской» сделки имели своим продолжением грандиозный скандал, поскольку обе шахты, как оказалось, были переданы во владение проходимцу…
Однако по числу производств, которые холдинг планирует реализовать в Северной Америке, предстоящую сделку можно сравнить разве что с продажей ЕВРАЗом в 2013 году всей принадлежавшей ему железорудной базы в Хакасии (закрытый к тому времени Ирбинский рудник в Красноярском крае был сторгован Евразрудой годом позже). Благодаря акции неслыханной щедрости компания «Руда Хакасии» стала владелицей Абаканского и Тейского рудников, двух энергокомпаний и Мундыбашской обогатительной фабрики впридачу. Позднее, правда, покупатель попытался аннулировать сделку в судебном порядке и вернуть Евразруде все обретенное богачество, но безуспешно.
Разница в коммерческих подходах тогда и теперь заключается в том, что десятилетие назад ЕВРАЗ «опрокинул» часть сибирских сырьевых активов, считая их неперспективными, а нынче холдинг предлагает к продаже вполне благополучную по экономическим показателям американскую компанию, выпускающую металлопродукцию высокого передела. В её составе 2 электросталеплавильных производства, 4 предприятия по выпуску стального проката, 8 трубных заводов, а также обширная сеть вторчермета. И, судя по тому, что на одном из заводов EVRAZ North America модернизируется прокатный стан для выпуска 100-метровых рельсов, корпорация намеревалась развивать свой заокеанский дивизион и дальше.
Больше того, попав нынешней весной в британский «черный список», холдинг до сих пор избегает пресса штатовских санкций. И удается это ему, пожалуй, только потому, что его американская дочка занимает слишком заметное место на заокеанских рынках поставок металлопродукции для железных дорог и трубопроводов.
И тем не менее, на днях ЕВРАЗ выразил готовность отказаться от своей североамериканской «кровинушки». Почему? Версия насчет просевших цен на металлопрокат в США и Канаде, но сильно вздорожавших энергоресурсов кажется слишком прозаической и оттого малоубедительной. Если уж гадать, то в сенсационном ключе – деловая пресса намекает на то, что ЕВРАЗ намерен отказаться от «лондонской прописки» и готовится перейти в российскую юрисдикцию.
Прежде корпорация, судя по ответам её пресс-службы на соответствующий вопрос журналистов, исключала для себя этот вариант (не забывая, однако, напоминать, что самые крупные предприятия холдинга являются налоговыми резидентами РФ). Британская регистрация с учетом локации производств ЕВРАЗа в Штатах придавала ему неофициальный статус «отечественного производителя» со всеми вытекающими отсюда возможностями. Но теперь, в ситуации, когда холдингу «отказывают в приеме лучшие дома Лондона», маневр с переменой юрисдикции представляется логичным и даже предпочтительным.
В случае, если ЕВРАЗ так и поступит, управление американскими активами сильно осложнится. Соответственно, продажа Evraz North America предопределена. Точно так же, как до этого был предопределен уход с американского рынка «Северстали», Трубной металлургической компании и Магнитогорского комбината.
Александр Ходос