Около семи миллионов человек ежегодно умирает от болезней, которые напрямую связаны с содержанием вредных примесей в атмосфере. 9 из 10 человек на планете лишены возможности дышать полной грудью без опасения нанести урон здоровью отравляющими веществами, которые содержатся во вдыхаемом воздухе. Причем, это зависит не только от выхлопов автомобильного транспорта или работы промышленных предприятий. Около трех миллиардов жителей планеты вынуждены сталкиваться с экологическим дисбалансом и дома. Потому что приготовление пищи и обогрев жилищ осуществляется по средневековым технологиям – за счет использования каменного угля или же какого-то из разновидностей биотплива.
Это данные Всемирной организации здравоохранения, которые были опубликованы в майские праздничные дни. А неделей раньше была возможность познакомиться с аналогичным исследованием, опубликованным экспертами Института изучения воздействия загрязненного воздуха. Разница есть, хотя и не столь существенная. Коэффициент населения планеты, лишенного чистого воздуха, по данным экспертов Института несколько выше – 95 процентов, а вот количество тех, кто умер вследствие именно неблагоприятного экологического дисбаланса в воздухе, на миллион меньше — шесть. Да и число жителей, которые готовят пищу, обогревают жилье допотопным способом, тем самым подрывая здоровье еще и дома, тоже у них несколько ниже – 2,4 миллиарда человек.
Но принципиально, в данном случае, другое – обе организации обеспокоены не столько грозящем планете глобальным потеплением из-за обилия парниковых газов, сколько жизнями тех, кому может не хватить генетической закалки, чтобы дожить самим, вырастить и воспитать здоровое поколение до предполагаемого массового таяния льдов. И хоть по статистике из числа развивающихся стран Китай и Индия сейчас занимают по смертности от неблагоприятной экологии первые места (на эти государства приходится половина смертей), следует помнить, что и по количеству населения Россия им прилично уступает. И назвать нашу страну, делающей семимильные шаги по пути экологического благоприятствования, как-то язык не поворачивается.
Прошлый год, к примеру, прошел под знаком «Год экологии». Отчеты в связи с объявленной долгосрочной акцией в различных регионах формировались по-разному, но в основном было и нечто общее – загнать волонтеров на берега водоемов, которые чистили прибрежную территорию от остатков разгульного образа жизни отдельных соотечественников. Дело нужное, однако как-то слабо вяжется с действительно экологическими проблемами, десятилетиями не решаемыми в России. Значительный эффект был достигнут лишь однажды — в первые годы перехода хозяйства в рыночные условия, когда часть предприятий была признана неэффективными, после чего законсервирована. Все.
Как топили углем, дровами в той же Сибири, так и топят. Это касается не только домов, большинство ТЭЦ работает на «черном золоте» из Кузбасса, Якутии, Воркуты. Мы уже как-то отмечали, в чем истинная сила некоторых зауральских регионов: не в газопроводе, который будет снабжать голубым топливом Китай, а в перспективе и Северную Корею, замирившуюся с Южной. А в сборе валежника, который Госдума разрешила собирать бесплатно. В Забайкалье по поводу халявного биотоплива, помнится, сильно возрадовались.
Прошлый «экологический» год в Кузбассе был беспрецедентным по варварскому уничтожению сельскохозяйственных земель и тайги. Кажется, даже Китай начал ценить жизнь и здоровье своих граждан, потихоньку сворачивая использование в промышленности угля. И бизнесмены России, чувствуя, что золотая жила вскоре может иссякнуть, умножили свои усилия в регионе. Если раньше вытесняли отдельные населенные пункты, предоставляя обустроившимся когда-то на месторождении жителям равноценное жилье (или делая вид, что равноценное), то теперь просто берут их в кольцо. И вся прелесть от взрывов, от разлетающейся по огородам и домам угольной пыли достается заложникам чьих-то оффшорных счетов.
Отдельные поселения все же продолжают выселять с обжитых земель, а чиновники аргументируют свою помощь бизнесу «государственными интересами». И так на ситуацию посмотришь, и эдак – ну, не входят наши люди в сферу этих самых государственных интересов. Сирийские и другие беженцы с Ближнего Востока входят. Братский Донбасс – в обязательном порядке. Свои же – ни в какую. На повестке дня главное – уберечь Москву от агрессии: «Если посягнут, превратим весь мир в Киселевск». До остального населения страны руки не доходят. Какая уж тут экология.
В исследованиях отмечается, что отравленный вредными веществами воздух – четвертый в списке тех факторов, которые способствуют увеличению смертности. После перепадов давления, нездоровой пищи и курения. ВОЗ отмечает, что «требуются скоординированные меры правительств на всех уровнях». А у нас и без того все скоординировано. Вон, как в Волоколамске недовольных отравлением детей от воздушных испражнений с мусорного полигона разгоняли. Вряд ли где можно найти столь скоординированных действий.