«Мы все — одна большая команда Кузбасса», — подчеркнул в своём выступлении в честь Дня шахтера губернатор Сергей Цивилев и напомнил о трудовых и ратных подвигах отцов и дедов, которыми молодое поколение должно гордиться, чтобы идти вперед. Ни о каких других стимулах в обустройстве теперешней и грядущей жизни сказано не было. Да и похвалиться нечем. Добыча угля уже несколько лет снижается, а по уровню качества жизни Кузбасс очень далек от регионов-лидеров.
Профессия шахтера безо всяких натяжек сравнима с работой подводников: «глубина погружения» горной выработки измеряется от уровня моря, а в тесном пространстве, защищенном от внешней агрессивной среды тонкой стенкой корпуса или крепью, команду в любую минуту может завалить, залить водой, она рискует задохнуться без доступа воздуха или из-за выброса метана, подорваться и бесследно сгореть в пожаре. Глубоко под землей в случае серьезной аварии бригада шахтеров так же, как экипаж подводной лодки, может полагаться только на себя.
Думается, далеко не случайно одна из АПЛ Тихоокеанского флота была названа именем нашего угольного региона. Символично и то, что пять лет назад Кузбасс возглавил профессиональный моряк. С тех самых пор он ведет беспрерывную борьбу за живучесть флагмана российского углепрома. Однако, несмотря на все усилия, огромный корабль с полными трюмами угля, если еще не терпит бедствие, то, несомненно, потерял ход посреди бескрайней российской суши.
В официальном поздравлении Минугля сообщается, что за первую губернаторскую пятилетку объем инвестиций в развитие угольной отрасли Кузбасса вырос в 1,6 раза, открыты 11 новых добывающих и перерабатывающих предприятий общей мощностью более 33 млн тонн угля. Это позволило создать более 4 тысяч новых профильных рабочих мест. И, как бы вопреки наблюдаемому ныне кризису, говорится, что программой развития угольной промышленности России до 2035 года запланировано поэтапное увеличение объема добычи в Кузбассе, а для выполнения задач, стоящих перед отраслью, предполагается ввод новых очистных забоев.
Сегодня, когда в Кузбассе на угольных складах и железнодорожных погрузочных станциях лежат, примерно, два десятка миллионов тонн угля, вряд ли кто рискнет выдать позитивный прогноз даже на 2025 год. А уж 2035 год представляется и вовсе астрономически далёким и непостижимым. Слишком всё шатко и непредсказуемо в политике и экономике.
Впрочем, будущность угля вполне предсказуема — она сводится к нулевому горизонту. А после того, как год назад страны ЕС отказались от импорта российского угля (примерно, 50 млн тонн), в поставках которого Кузбасс занимал существенную долю, главная отрасль нашего региона лишилась значительной части выручки в валюте, так что упомянутый горизонт и вовсе затуманился.
Перебросить экспортные потоки кузбасского угля на восток, как это поначалу бодро предрекалось, удалось лишь отчасти из-за узких транспортных коридоров Транссиба и БАМа, которые всё модернизировали, модернизировали да так и недомодернизировали. Тем временем на Дальнем Востоке и в Якутии, расположенных куда ближе к морским портам, нарастили добычу компании-конкуренты. Какими особенными преимуществами могут тягаться с ними владельцы угольных компаний Кузбасса? Разве что сдерживанием роста зарплаты и тарифов на перевозку по железной дороге, да скупостью затрат на экологические программы.
Однако тут выжимать уже нечего: зарплаты в регионе высокими не назовешь, игра на понижение транспортных тарифов тоже складывается не в пользу угольщиков, а экология… Не будем повторять общеизвестное.
Была ли возможность плыть дальше? Безусловно, была и заключалась она в постепенном переходе от незамысловатой политики наращивания объемов добычи к глубокой переработке угля. Углехимия могла бы существенно повысить конкурентоспособность кузбасского углепрома, но была банально заболтана за последние десятилетия.
…На праздновании Дня шахтера губернатор Сергей Цивилев напоминал генерала из фильма «Горячий снег», который шел перед строем, вручая медали потрепанным в боях бойцам, и приговаривал: «Спасибо вам. Всё, что могу!»
Александр Сусоев
Атомная подлодка «Кузбасс» будет бороздить просторы мировых океанов во славу России, а вот сухопутный Кузбасс с «командой» бывшего морячка-надводника во вторую пятилетку правления печально причалит в пустой «угольный док». Печально, но это так…