Два года назад «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» наконец-то, после более 10 лет требований жильцов группы домов, построенных по так называемой канадской технологии, провел замеры и установил, что «содержание стирола в воздухе закрытых помещениях (жилая комната) в квартире № 42 по адресу: Кемеровская область, г. Киселевск, ул. Боевая, д. 14 превышает ПДК м.р. в 4,08 раза (фактически составляет 0,163 мг/м3 при ПДК 0,04 мг/м), что не соответствует требованиям п.7.1. СанПиН…».

Еще через год Межведомственная комиссия провела акт обследования и подтвердила, что максимальное содержание стирола в воздухе не соответствует  «Санитарно-эпидемиологические требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».  Однако вопреки ожиданиям жильцов указанного дома № 14, да и всех остальных обитателей «ядовитых» строений, изготовленных с помощью запрещенного во многих странах мира материала,  власти не спешат расселять людей. Исключение составила лишь общественница, которая более 10 лет и добивалась от Роспотребнадзора проведения экспертизы на предмет наличия ядовитых веществ, из которых были изготовлены панели. Именно ей, по распоряжению мэра Максима Шкарабейникова, год назад выделили квартиру в новом доме. А её прежняя так и стоит пустой!

Обратимся к предыстории. Автор этих строк был свидетелем строительства и ввода в строй этих «ядовитых домов». 13 лет назад их торжественно принимали местные чиновники, выражая от имени жильцов слова благодарности экс-губернатору Аману Тулееву. А вот сами жильцы… Желающих переехать в сомнительной конструкции жилища были единицы, остальные создавали «боевые» отряды у себя в бараках, дежурили,  чтобы не допустить их сноса. И тогда некоторые бараки, где в комнатах находились люди, стали разрушать  — как утверждают квартиросъемщики, бульдозерами. Некоторые в итоге потеряли мебель, вещи, слава Богу, что не жизнь.  

Почти сразу же загорелся и вышеупомянутый дом № 14, его потушили сами жильцы, затем возник пожар в еще одном из строящихся – выгорел весь этаж. Правда, и пожарные, и чиновники отрицали наличие пожаров, хотя люди в соцсетях демонстрировали снимки с клубами дыма. Позже полностью сгорел еще один дом — уже заселенный.  

Один из сотрудников городской администрации на условиях анонимности и с большой долей предосторожности передал тогда журналисту постановление киселевского суда, запрещающего эксплуатацию новых домов и отказ пожарных принимать строения «повышенной пожарной опасности». Дело в том, что жилища из стирола вполне могли повторить судьбу пермской «Хромой лошади», построенной из этих же материалов. Напомним, тогда при пожаре погибло более сотни человек. Строили киселевские дома хоть и по инициативе областной администрации, но главный заложенный принцип с самого начала превалировал вроде бы один (почему «вроде бы» — узнаете ниже) – должно быть дешево и сердито.

Использованием одних только дешевых стройматериалов дело не ограничилось, строители пошли дальше: вопреки проекту на одной из крыш смонтировали третий этаж, а некоторые дома и вовсе стали четырехэтажными. Кстати, подряд на строительство почему-то получил компания, связанная с главным архитектором администрации города. Строители уверяли, что стирол не горит. Но жильцы при мне, а также при журналистах из других изданий («Российская газета» и «Кузбасс») демонстрировали, как горят эти панели.

Автор этих строк обращался в генеральную прокуратуру, отсылал им газетные материалы, просил, чтобы расследование передали следователем другого города, так как киселевские прокуроры, следователи, чиновники в один голос твердили, что «все в норме». Никакого толку. Но однажды корреспондента принял начальник отдела по борьбе с коррупцией одного из отделов ОБЭП Прокопьевска. И признался, что несколько месяцев работал по этим «липовым домам». Вывод: конечно в них жить нельзя, но его удивило другое: оказывается, по факту получилось не все так дешево, как планировалось, стоимость этих убогих строений приближалась к стоимости элитных домов. Увы, люди в погонах сразу же предупредили меня, что их ждут серьезные неприятности, если о полученных результатах расследования узнает общественность. Так что… Говоря проще: хотите – верьте, хотите – нет.

Да вы сами вдумайтесь в происходящее, в то, как население реагировало на потенциальное новоселье. Даже АманТулеев, выступая однажды по областному ТВ,  был вынужден признать, что в Киселевске сдают новые дома такого качества, что жители бараков просят оставить их в покое, мало желающих переехать в «благоустроенное жилье».  

Били тревогу и экологи, инженер-строитель Валерий Черновол писал: «Пенополистирол смертельно опасен при возгорании. Отравление продуктами сгорания пенополистирола — основная причина гибели сотен людей на крупных пожарах в многолюдных помещениях. Но не надо забывать о том, что этот материал имеет свойство испаряться, то есть выделять фенолы (яд), активные смолы, которые оказывают вредное влияние на окружающую среду, здоровье людей».

Вот и одна из жительниц квартиры в таком доме Татьяна Кончакова рассказывает, что дети постоянно болеют, дышать очень тяжело, форточки приходится открывать даже в мороз. Но все жалобы в различные инстанции по-прежнему игнорируются. А признанный негодным для проживания людей дом продолжает нести уже не только угрозу – непринятие мер  наверняка способствует тому, что многим придется здесь доживать и свои последние дни. И ведь ни один патологоанатом потом не определит, что скончался тот или иной человек не столько «от старости» и сопутствующих ей болезней, сколько от выделяемого домом яда.   

Владимир Васильев

На снимках автора:  жители рассказывают и показывают журналисту из «Российской газеты», из чего построены их дома.

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Еще один способ травить людей. Химтрейлы сверху сыпят, продукты что не возьми- химия, жильё предоставили- химия, с отвалов разрезов- радиация, пыль, гарь. За что дети страдают от бездействия зажравшихся чиновников, которые ни на что не реагируют и никаких мер не принимают.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here