В Парламенте Кузбасса состоялись публичные слушания по проекту бюджета на 2024 год, а также на последующие два года. Судя по первой реакции лиц, от которых зависит окончательное принятие этого документа, встречен проект с должной мерой удовлетворения. Как и полагается, впрочем.
Должны представленные цифры понравиться и населению. Ведь «на образование, здравоохранение и социальную поддержку населения приходится больше половины всех расходов областного бюджета, что говорит о его социальной направленности», как отметил заместитель председателя Законодательного Собрания Кузбасса Юрий Скворцов. Словно бюджет формируется для чего-то еще – скажем, для содержания армии чиновников, а не для обеспечения должного уровня жизни людей, населяющих регион.
Пресс-служба парламента задала тон и еще одной новости, с удовольствием тиражируемой зависимыми от воли властей СМИ: проектом предусмотрена индексация зарплат работников бюджетной сферы на 10%, а стипендии, детские пособия и выплаты отдельным категориям граждан увеличатся на 5%. Правда, когда именно это случится и будет приостановлено падение уровня жизни основной массы населения в связи с ценовыми катаклизмами, не сообщается. Зато упоминается, что таким образом будет сдержано соответствующее обещание, данное губернатором Сергеем Цивилевым.
А коль так, значит повышение должны произойти именно в январе. С 1 сентября 2023 года, как информировал ранее глава региона, проиндексировать должны были зарплаты у учителей, педагогов дошкольного и дополнительного образования, врачей, среднего и младшего персонала учреждений здравоохранения, социальных работников, сотрудников учреждений культуры, а с начала следующего года — у всех остальных категорий. Грядущее увеличение жалованья на 10% основная масса бюджетников, получающих сегодня зарплату 20-30 тысяч рублей, может легко подсчитать сама.
В проекте есть и цифры, которые должны будут стать основой нашей жизни в 2024 году. Доходная часть бюджета запланирована в размере 216,2 млрд рублей, расходная – 280,1 млрд рублей(!). Понятно, что ориентиры эти не окончательные. Будут наверняка вноситься какие-то поправки в ходе чтений, и к моменту принятия окончательного решения они вполне могут быть скорректированы. Год назад, к примеру, доходная часть в проекте значилась на уровне 203 889 млн рублей, а в итоге было утверждено 213 380 млн. Расходы планировались изначально в размере 257 719 млн рублей, а сошлись депутаты на 269 820 млн.
Но и эти цифры не окончательные – они все равно потом корректировались. Последний раз – чуть больше месяца назад, в начале октября. Прогнозируемый доход с учетом безвозмездных поступлений утвержден на уровне 251 984 млн, расход – 313 555,5 млн рублей. Хотя если эти самые безвозмездные поступления в виде дотаций, субсидий и прочего отнять, то принципиально мало что изменится. За исключением солидного увеличения дефицита – 61 570 млн. Который, хотим мы того, или нет, оказывает прямое влияние на увеличение регионом внутреннего долга.
Он растет потому, что с частью бюджетного дефицита рассчитаться затем так и не удается. В том самом октябрьском документе под названием «Закон Кемеровской области — Кузбасса от 02.10.2023 № 86-ОЗ» говорится, что необходимо установить верхний предел государственного внутреннего долга Кузбасса к 1 январю 2024 года на уровне 67 431,5 млн. Хорошее желание. Однако оно никак не стыкуется с постановлением правительства под №656 «Управление государственными финансами Кузбасса», которое было подписано и опубликовано буквально через несколько дней после обнародования закона. А там утверждается следующее: «…к концу 2023 года ожидается увеличение государственного долга на 13,5 млрд рублей, или на 23,3 процента, и на 01.01.2024 он составит 71,4 млрд рублей, или 38,3 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений».
Как видим, разница в расчетах у практиков и законотворцев составляет 4 млрд. И верится больше почему-то постановлению, а не законникам. Тем не менее, «38,3 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений» — еще не так страшно. Бывали времена и похуже, когда госдолг региона приближался к 50% от собственных доходов. Другое дело, что перспективы пополнения бюджета пока не выглядят оптимистическими. Если РЖД настоит на своем, и вместо 55 млн тонн кузбасского угля через Восточный полигон в 2024 году уйдет только 47 экспортных миллионов (минус составит более 15%), то и доходы бюджета области существенно сократятся. К тому же, прогнозируется существенное снижение цен на уголь.
И тогда выхода останется только два – либо сокращать расходы на социалку, либо еще активнее наращивать внутренний долг. И тот, и другой вариант процветания региону не сулят.
Евгения Шпакова
Порядочные издания подписывают публикуемые фото и видео за авторством. На будущее.
Как долго старая вывеска с датой «300 лет…» будет мозолить глаза в парламенте? И ещё: С какого времени идёт точка отсчёта строительства «Нового Кузбасса»?