Где лежит уголь

Вчера заместитель губернатора Андрей Панов на своей странице телеграмм-канала пропел оду куче угля, а точнее — угольной энергетике, поиронизировав над альтернативными источниками вроде солнца и ветра. Мол, солнечная энергия и энергия ветра не смогут стать главными на планете ни сегодня, ни в долгосрочной перспективе, потому как уголь можно сжечь в любое время, а вот энергию ветра или солнца в кучу не положишь.

Далее ход его рассуждений таков: угольная ТЭС — комплекс из электростанции и огромного аккумулятора, роль которого играет куча угля. Это крайне дешевый «склад» энергии: для хранения 100 тыс. тонн угля не требуется каких-то огромных хранилищ и затрат. Эти 100 тыс. тонн при сжигании дадут чуть менее 300 млн. киловатт-часов. Далее идет сравнение со стационарным устройством для хранения энергии Tesla Megapack на 3 тыс. киловатт-часов, стоимостью в $1 миллион.

— Путем нехитрых вычислений получаем следующее, — пишет Андрей Анатольевич. — Простая угольная куча на станции — эквивалент 100 тысячам Tesla Megapack. И если бы подобная накопительная станция существовала, она весила бы от 2,3 млн. тонн и стоила 100 млрд USD. Тонна энергетического угля сегодня стоит порядка 200 USD. Получается, в крупную клетку, 100 тыс. тонная  угольная куча стоит 20 млн. USD. Таким образом угольная куча запасает энергию в 5 тыс. раз дешевле, чем современный литиевый накопитель. Иными словами, если двухнедельный запас энергии на солнечных и ветровых электростанциях будут поставлять литиевые аккумуляторы, полностью безуглеродной энергетики мы не увидим вообще никогда. Поскольку полностью безуглеродные страны будут слишком быстро становиться банкротами.

На первый взгляд, аргументы убедительные, но примерно такие же многие ученые люди приводили на заре массового производства персональных компьютеров и мобильных телефонов. Мол, мобильник может оказаться вне зоны приема или вдруг отказать, потому что там микросхемы, а проводная связь проста, привычна, надежна и дешева! И где теперь те «надежные телефоны»? А ведь «сотовая революция» случилась буквально на наших глазах, так же, как и компьютерная. Кстати, первые ПК стоили огромных денег, были малопроизводительны, но прошло немного лет и… Кто сегодня может представить себе жизнь без этих ещё недавно вроде бы бесполезных, сложных и ужасно дорогих приборов?

Впрочем, всё это Андрею Анатольевичу известно не хуже нашего. Он — про уголь, про то, что болит. А болит месяц за месяцем всё сильнее и сильнее, ведь добыча топлива в Кузбассе катастрофически падает, бюджет региона не получает отчислений от налогов, снижаются реальные душевые доходы. А тут ещё санкции, наложенные Западом, душат, да «зеленая революция» объявила угольную генерацию чуть ли не главным врагом экологии планеты.

Уж больно быстро всё закрутилось – и требования безуглеродного производства, и санкции! Тот же Евросоюз всего четыре месяца назад отказался покупать российский уголь, а в Кузбассе, по данным министерства угольной промышленности, с начала года добыто всего 201,8 млн. тонн или на 20 с лишним миллионов тонн меньше, чем за январь-ноябрь 2021 года. Экспортная погрузка за то же время упала на 19 млн тонн, а вот на угольных складах добывающих и перерабатывающих предприятий региона как раз лежат те самые 20 млн тонн. Умножим их на упомянутые замом губернатора $200 за тонну и получим аж $4 миллиарда или 252 миллиарда рублей по нынешнему курсу.  

Заметим, что два дня назад депутаты областного парламента утвердили бюджет Кузбасса на 2023 год на уровне 213,4 миллиарда рублей, а расходы — 269,8 миллиарда. По сути дела, в угольных кучах по всему Кузбассу под открытым небом уже сейчас лежит омертвленным годовой бюджет всего региона. Самое печальное заключается в том, что из этих куч ни денег, ни электроэнергии просто так не добудешь. К тому же, если от российского угля под страхом санкций начнут отказываться ещё и страны АТР, куда, якобы, планируют перенаправить невостребованный в Европе уголь, то ситуация для Кузбасса будет просто катастрофическая. Так что куча угля – она, вроде бы, и надежней, и дешевле, но только там, куда её можно доставить, где её можно сжечь, получить киловатты электричества и самое главное – оплату за поставки. А поскольку и с доставкой, и с оплатой, а теперь уже и с добычей ситуация вырисовывается аховая, то аргументы из разряда «дорого-дешево» тут бессильны.

К слову, если 20 миллионов тонн кузбасского угля приблизительно равны годовому бюджету всего Кузбасса, то не проведет ли заместитель губернатора расчет, чтобы выяснить, куда делись деньги от реализации ещё 180 миллионов тонн, которые добыли и вывезли из региона в этом году? Это ведь как-никак ещё девять областных бюджетов!   

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here