Население Кузбасса избыточно. К такому выводу невольно приходишь, оценивая вялую реакцию власти на растущие темпы убыли населения, сравнимые с военным лихолетьем.

Естественная убыль населения Кузбасса за 10 месяцев прошлого года увеличилась на 42% по сравнению с таким же доковидным периодом 2019 года (Кемеровостат). Тогда людские потери составили 11 607, а ныне 20 051 человек. При этом рождаемость за тот же период снизилась на 10,6% или на 2 164 ребенка, а смертность выросла на 16,4% или на 6 280 человек. Таким образом, по итогам года наш регион безвозвратно потеряет приблизительно 24-25 тысяч человек. Такую убыль можно сравнить с потерями во время Великой Отечественной войны, в которой за четыре года погибло 120 тысяч кузбассовцев или в среднем по 30 тысяч человек за год.

Понятно, что такое сравнение хромает, ведь в военные годы население Кемеровской области было меньше, чем сейчас, однако ныне никто не отправляет своих родных на фронт, где идут боевые действия. Мы ведем мирную жизнь, вспоминая о прошлом лишь по фильмам, годовщинам самых ключевых сражений да в День Победы. Так что сравнение напрашивается само собой.

Не будем пока подробно касаться причин, которые, по нашему мнению, привели к сегодняшней ситуации — это вредные привычки, нездоровая экология, массовая занятость людей на вредных и опасных производствах, низкий уровень медицинской помощи, осложненный чиновничьей оптимизацией здравоохранения, а также другие негативные факторы. Глянем на проблему с другой стороны и зададимся вопросом: почему, например, снижение пропускной способности транспортных коридоров для экспорта угля постоянно вызывают глубокую озабоченность руководства Кузбасса и правительства РФ, а растущие людские потери в регионе на таком высоком уровне, тем более с участием главы государства, даже не обсуждаются?

И тут мы можем прийти к печальному предположению – в Кузбассе избыточно много населения! Много для годовой добычи 240-250 миллионов тонн угля. Ведь, по сути дела, никакого другого столь же значимого экспортного продукта на территории Кузбасса не производят. Тогда зачем здесь живут более 2 633 тысяч человек? Зачем здесь столько городов, которые надо отапливать 8 месяцев в году и хоть как-то, но благоустраивать? Строить дома с повышенной сейсмической устойчивостью, цена которых сравнима с аналогичным жильём в более благоприятных по климату и экологии местах? Зачем содержать больницы, школы, чистить дороги от снега и расходовать бюджет на различные льготы пенсионерам? Ведь нам то и дело напоминают: бюджет вынужден доплачивать энергетикам за тепло и киловатты, которые расходуют граждане. Поэтому в идеале здесь нужны только добытчики угля, работники ж/д для его вывоза, ремонтники, члены их семей и, соответственно, необходимое для их полноценной жизни количество школ, больниц и прочей инфраструктуры. По любому дешевле выйдет, и бюджету огромное облегчение.

Не надо забывать, что мы в рынке живем, в той его звериной стадии, когда любой лишний рот – расходы! У всех ещё на слуху скандальные и наделавшие много информационного шума высказывания разных региональных чиновников: «государство вам ничего не должно», «государство не заставляет вас рожать столько детей», «а что вы дали государству, чтобы от него требовать?». Государство мыслится ими не как юридическая абстракция, а как огромный, управляемый менеджерами холдинг, который зарабатывает деньги на продаже за рубеж богатства недр, но вынужден ещё и содержать на выручку от них каких-то вечно недовольных лишних людей, которым сколько не дай – всё им мало, сколько ни сделай – всё им не так!

Не случайно губернатор и его замы редко высказываются по поводу роста цен на продукты и жилищно-коммунальные услуги, зато часто ведут разговоры по поводу цен на уголь и постоянно хлопочут о модернизации БАМа и Транссиба. Экспорт угля и металлов – это большие доходы для областного бюджета. А что туда добавляют те, кто уголь не добывает и металл не выплавляет? Сущие крохи. О «пользе» неработающих даже разговор заводить лишне, зато льготы на проезд, ЖКУ, всевозможные социальные выплаты им подавай! Так что как бы цинично это не звучало, но COVID-19, выкашивающий в основном людей преклонного возраста, да ещё и страдающих разными хроническими заболеваниями, позволяет бюджету экономить. Одних только пенсионеров в Кузбассе около 837 тысяч – более чем треть от всего населения. По рублю каждому на праздник дай – почти миллион! Разумеется, такое предположение весьма примитивно, но пока что у нас нет других фактов, которые иначе бы объясняли образование демографической ямы.

К слову, именно в предвоенный и послевоенный период население нашей области заметно выросло. По словам историка Л. Гвоздковой, если внимательно вглядеться в карту лагерей Кузбасса послевоенного периода, можно увидеть, что они сетью своих подразделений не только переплели практически всю территорию области, но и превратились в «спутники» вокруг городов и поселков. «Практически во всех городах Кузбасса, приложили свой труд заключенные, — пишет она в работе «Сталинские лагеря на территории Кузбасса». — В России не найти, наверное, более области, края, где бы на каждых 18 человек гражданского населения приходился 1 заключенный. А если сюда приплюсовать спецпереселенцев, трудармейцев, таких же изгоев общества, какими были заключенные, тогда картина предстанет еще печальнее – на каждых 2 жителей края приходился 1 «неприкасаемый». Такое перенасыщение области спецконтингентом, наблюдаемое в послевоенный период, явилось результатом тоталитарного режима, осуществлявшегося руководством страны».

Исходя из этого, можно предположить, что нынешнее тотальное вымирание – есть ни что иное, как процесс экономического вымывания лишних людей в одном из когда-то самых искусственно густонаселенных сибирских регионов.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here