Кемерово стал одним из городов-участников эксперимента по квотированию вредных выбросов в атмосферу. Это первый этап для включения областного центра в федеральный проект «Чистый воздух». Такое решение можно считать главным информационным событием минувшей недели, поскольку касается оно не только жителей полумиллионного города, но и населения соседних сельских районов, где также периодически вдыхают выбросы от городских предприятий.

Впрочем, ознакомившись со сроками реализации этого эксперимента, сразу возникают большие сомнения в достижении целей, поскольку начаться он должен в сентябре 2023 года, а заметные просветы появятся аж к 2030 году. К тому времени планируется вдвое сократить количество опасных загрязняющих выбросов по сравнению с показателями 2020 года.

Надо ли говорить, что проект со столь длительным сроком достижения цели вряд ли будет реализован. Вспомним различные похожие стратегии, планы и решения, о которых многие забыли уже через несколько месяцев, поскольку приняты они были, как теперь видится, ради очередной шумной информационной компании, должной продемонстрировать недюжинные силы управленцев постсоветского периода, но в итоге завершившиеся привычным тихим пшиком. Например, стратегия развития угольной отрасли, озвученная в 2002 году в Междуреченске; добыча метана в Кузбассе и перевод на него части автотранспорта; программа улучшения демографической ситуации; модернизация Восточного полигона и развитие горного машиностроения… Кстати, как там реализуется громко распиаренная комплексная научно-техническая программа полного инновационного цикла «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс»?  

Вот и двукратного снижения выбросов в Кемерове мы вряд ли дождемся, поскольку для этого, как говорится в информационном сообщении, «предприятия должны пройти модернизацию. Власти города при финансовой помощи федерального центра примут меры для снижения выбросов в атмосферу от коммунального сектора и транспорта. В планах — перевод жилых домов с дровяного и угольного отопления на газовое или электрическое, ремонт трамвайных путей и троллейбусных сетей, закупка более экологичных моделей общественного транспорта».

Ключевая фраза тут — «предприятия должны пройти модернизацию». Это кто же, позвольте спросить, обяжет собственников потратиться на модернизацию? Уж не глава ли города стукнет кулаком по столу? И где «грязные предприятия» купят оборудование на эту самую модернизацию, особенно сейчас, после введения против России самых жестких санкций? Неужели у нас кто-то уже импортозаместил западное оборудование, без которого даже СССР не обходился?

При этом о замене допотопных технологий на угольных электростанциях, которые находятся в или в самом центре города, или в нескольких километров от него, в сообщении не говорится вообще ничего. А ведь именно энергетики вносят значительную долю в загрязнение атмосферы. Не припомнится случая, чтобы в областном центре власть хоть бы раз заикнулась о переводе на природный газ самой центральной станции – Кемеровской ГРЭС, что могло бы сильно освежить городской воздух. Результат такого перехода люди сразу ощутили бы, особенно зимой при больших нагрузках в связи с увеличением потребления электроэнергии и тепла – в такие дни жилые кварталы утопают в сером непроглядном дыму, а власти объявляют режим неблагоприятных метеоусловий. Если на угольных ГРЭС и ТЭЦ ничего не изменится, откуда возьмется двукратное уменьшение вредных выбросов? Только потому, что население перейдет с угля на газ? Так этот процесс никак не займет семь лет, да и вообще вряд ли может начаться в обозримом будущем.

Кроме прочего, в различных программах по снижению выбросов речь то и дело заходит о постах контроля, следящих за чистотой воздуха. Но хотелось бы понять, какой смысл ставить дорогие приборы, улавливающие диоксиды, на старый угольный котел, если и без них видно, что именно он источает черный дым и сажу? В общем, никаких иллюзий по поводу очередного этапа борьбы за чистоту атмосферы питать не следует: если ситуация с уменьшением выбросов в атмосферу не изменилась в лучшую сторону за несколько десятков лет, то почему она вдруг радикально преобразится за предстоящую семилетку? Только потому, что программу о включении Кемерова в эксперимент «Чистый воздух» подписал премьер Мишустин? Так у нас и президент России много чего подписывал, а еще больше обещал. И что?    

И последнее: кто будет проводить те самые контрольные замеры выбросов? Если подчиненные органам власти структуры, как это происходит сейчас, то они могут выдать на-гора удивительно оптимистические результаты. И жители областного центра, или, как сейчас модно говорить, северной агломерации обнаружат вдруг, что дышат они чуть ли не чистым кислородом. Правда, черный дым над промышленными предприятиями этим не заставишь рассеяться, а заболеваемость раком легких и другими недугами не уменьшится, но по бумагам всё будет очень даже здорово, да и бюджетные средства наверняка удастся освоить до последней копеечки. Думается, ради последнего мероприятия из перечисленных и затевается очередной информационный шум, после которого «пусть не рассветает» хоть через семь, хоть через десять лет.

Сергей Борисов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here