С великой натугой Кемеровостат к середине января нового года выдал-таки данные о социально-экономическом развитии Кузбасса за 11 месяцев года ушедшего. А что вы хотите — цифровые технологии! А с другой стороны, куда статистикам торопиться? Никаких рывков, прорывов, бросков и скачков в экономике Кузбасса за отчетный период не наблюдалось.

Промышленное производство вроде бы и продемонстрировало оживление на солидные 6,6%, однако с учетом прошлогоднего провала этот рост можно считать оптимистической погрешностью. Да и обеспечила это «процветание» в основном угольная промышленность — 7,7%, при том, что показатель добычи угля 2020 года, с которым мы нынче и сравниваем, рухнул тогда по отношению к 2019 аж на 26%! Так что никакого роста, по сути дела, нет, а есть лишь приятная цифра с «плюсиком». Металлургическое производство упало почти на 5%, производство химии нынче хоть и подтянулось к 3%, но с учетом прошлогоднего падения на 16% остаётся в коматозном состоянии. Что ещё? Да в общем-то ничего.

Все остальные двигатели региональной экономики нельзя считать сколь-нибудь мощными. Например, пошив одежды. Много ли кто из нас может похвастаться курткой, брюками, платьем… да что там – обычными трусами, пошитыми на фабриках в Белове или Прокопьевске? Или выпуск мебели: кто сейчас сидит на диване или табуретке, изготовленными на мариинской или кемеровской мебельной фабрике? То, что когда-то хоть и без импортного лоска, но все-таки делалось в Кемеровской области, давно выброшено на свалку, а в лучшем случае доживает свой век в садовых домиках.

Много ли граждан донашивает сегодня неубиваемые ботинки киселевской или новокузнецкой обувных фабрик? Большинство вряд ли и вспомнит про существование этих производств. Но они были, и народ на них трудился, и зарплату получал. Некоторые, конечно, могут хмыкнуть, мол, туда этим производствам и дорога, а также их неказистым изделиям, поскольку не умели и не научились у нас делать что-то современное и качественное. Так-то оно так, но заметим, что братья Дасслер (основатели «Адидас» и «Пума») начинали своё производство чуть ли не в сарае с обычных дешевых тапочек, а кем стали?! Что-то подсказывает, начни они сейчас разворачивать своё производство в Новокузнецке или том же Киселевске, то ничего сложнее тапочек так и не сделали бы, да ещё и в злостных должниках у налоговой бы числились (а про неподъемные банковские проценты на развитие и говорить нечего).

Могла ли потянуть экономику наша строительная отрасль? Наверное, могла бы, но цены на строительные материалы и квадратные метры в многоквартирных домах выросли до заоблачных высот, а доходы людей, напротив, снизились. И кто решиться при таких раскладах на постройку собственного дома? Кто купит подорожавший в полтора, а то и в два раза квадратный метр? Поэтому и нет никаких поводов наращивать объемы строительства до миллиона квадратов и даже более, как ещё недавно требовал того губернатор. Потому-то в январе-ноябре 2021 г. организациями всех форм собственности и населением введены в эксплуатацию 681,8 тыс. м², из них населением за счёт собственных и привлечённых средств построены 4,8 тыс. жилых домов общей площадью квартир 487,6 тыс. м². На каждого жителя области — по 25 квадратных ДЕЦИМЕТРОВ… Как раз, чтобы ботинки поставить.

Напомним, что в рамках реализации федерального проекта «Жилье» на территории Кузбасса ещё в 2019 году были утверждены мероприятия регионального аналога, и их совместной целью стало достижение к 2024 году значительного роста объемов вводимого жилья. Почему к 2024? Да выборы в том году, если кто забыл.

Правительство Кемеровской области заключило тогда соглашение с Министерством строительства РФ об утверждении ежегодных целевых показателей по вводу жилья на территории области: в 2019 году – 760 тыс. кв. метров; в 2020 году – 805 тыс. кв. метров; в 2021 году – 850 тыс. кв. метров; в 2022 году – 1,313 млн кв. метров; в 2023 году – 1,414 млн кв. метров; в 2024 году – 1,515 млн кв. метров. В общем, с великим трудом верится нынче в этих планов громадьё.

Средняя начисленная зарплата (без налоговых вычетов) за январь-ноябрь 2021 г. составила 47 003 рубля. Если б эти деньги да на руки – тогда б жизнь можно было считать сносной, но, по расчетам экономистов, с нее удерживается минимум 43 % в счет налогов и сборов. Так что после вычетов с этой «солидной» средней зарплаты среднестатистическому работнику достаётся только 26 721 рубль (или чуть больше 350 долларов). Именно этот показатель и можно считать главным в развитии кузбасской экономики в конце ушедшего года. Его окончательные итоги станут известны только в марте. А куда торопиться? Всё течет, и ничего не меняется.

Сергей Борисов

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Планы планами с громадными закидонами можно было намечать в Советское время в масштабах всей страны или союзных республик… В отдельно взятой по нашим российским меркам «карликовой республике» в казарменных рамках загадывать наперёд до 30-х годов, право, не стоит. Придёт на смену другой «тяпкин-ляпкин» с ножницами и начнёт «обсирать» и подрезать славное время надежд и мечтаний. Это проходили ранее в волюнтаризм-время с «лысым» или с Никиткой, как тогда кликали главу. Кошкины слёзы или коту под хвост. А реалии жизни пишет Народ, а не чиновничья продажная братия капиталистов… Уже забыли про 300 лет, которых — не было и нет. Не так ли господа-прозаседатели «кем.разлива»?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here