Прежде чем рассказать о прошедшем в Абакане митинге под лозунгом «За чистый воздух!», хотелось бы напомнить о небольшом диалоге, который состоялся в ходе «Российской энергетической недели» между заместителем министра энергетики Анатолием Яновским и заместителем губернатора Кемеровской области Андреем Пановым.
Федеральный чиновник подчеркнул, что экологические проблемы в Кузбассе нарастают, решать их региональная власть не спешит, а потому не будет ли разумным инвестировать средства в развитие дальневосточных и северных угольных бассейнов. И транспортировка в порты обойдется дешевле, и плотность населения там более низкая, и земля не столь загажена.
На что заместитель губернатора отреагировал вполне ожидаемо: в регионе принята и развивается концепция «Чистый уголь – Зеленый Кузбасс», которая непременно приведет к улучшению экологической ситуации. Что под этим чиновник подразумевает, наверное, известно только жителям Киселевска и поселков вокруг Прокопьевска, Новокузнецка, Мысков… К тому же, в планах региона, которые скорректированы с федеральными структурами, намечено постепенное наращивание добычи угля к 2035 году до 375 миллионов тонн.
Само по себе развитие угольных бассейнов на востоке, по мнению Панова, может привести к оттоку профессиональных кадров из Кузбасса, а это может только усугубить и без того непростую ситуацию на местном трудовом рынке. Впервые прозвучал явная озабоченность властей тем, что копать уголь по экологическим стандартам, а не около своего дома, готово большинство специалистов из нашего региона.
Как выяснилось на прошедшем экологическом митинге в Хакасии, работающих на тамошних разрезах специалистов из Кузбасса немало. Но вот правильно ли именно их обвинять в том, что реки в республике становятся черными, огурцы несъедобными, а воздух отравленным? Что жить в таких условиях коренному населению, веками занимающемуся сельским хозяйством, становится просто невыносимо?
Впрочем, это были лишь эмоции отдельных выступающих. Большинство прекрасно понимает, кто в полном смысле слова решил отравить им жизнь. К кому следует обратиться с вопросом, почему приходит домой коровы с пастбища черными, и с какими примесями теперь состав молока, который употребляют горожане. Принятая на митинге резолюция (участвовало около трехсот человек) направлена в правительство страны, в правительство Хакасии, руководителям ряда контролирующих органов и в международную ассоциацию потребителей угля Bettercoal – с требованием исключить из своего состава компании, отравляющие жизнь населению. Особая просьба была обратить внимание на СУЭК.
К слову, об этой же структуре шла речь и на последнем киселевском митинге. Но главный фигурант обвинений там был другой – Кузбассразрезуголь. А общее и там, и тут одно — люди недоумевают, почему бездействует международная организация, взявшаяся контролировать условия, при которых добывается сырье, и соблюдение при этом прав человека. Мы как-то незаметно для себя уже перестаем надеяться на собственные структуры, призванные охранять и пресекать, и начинаем возмущаться совсем от нас далекими чиновниками.
Митингующие в Абакане отметили: есть все основания полагать, что в основе нарушений экологического законодательства лежат не плохие российские законы, а элементарная коррупция, когда местными администрациями, правоохранительными органами и целым рядом контролеров обеспечиваются интересы лишь угольных магнатов. А для защиты жителей поселков от серьезной угрозы никакого стимула нет. И для защиты фермеров тоже, чьи земли в одночасье стали соседствовать с отвалами в нарушение всех санитарных норм. Словом, все как у нас – слово в слово. Но тут играет свою роль еще и национальный вопрос – карьерные разработки ведутся в непосредственной близости от деревень, где основная масса – коренное население. Мысль «Нас просто хотят уничтожить! Они готовы идти по нашим трупам!» звучала в этот день не раз.
Но приехавшие на митинг жители многочисленных поселков обращались и к городскому населению. «Вы молчите, но скоро будете пить черную воду, — отметила Вера Канадакова. — Гляньте в нашу реку, сколько там труб лежит! Это что будет?!». Речь о малых реках, впадающих в Абакан. Судя по всему, и в Хакасии горожане не менее инертны, чем в Кузбассе. Ждем, когда грянет вселенский гром, тогда все и поднимемся защищать интересы свои и соседа. Жаль, что будет поздно…
Владимир Максимов