Казалось бы, несколько увеличившееся количество составленных Ростехнадзором протоколов на прошлой неделе о нарушениях норм безопасности на шахтах Кузбасса по сравнению с неделей предыдущей не сильно напрягают, потому что слишком жестких санкций по инициативе инспекторов суды не принимали. Самый большой срок приостановки работы одного из участков – на 7 суток – был зафиксирован на шахте «Талдинская-Западная-1» (АО «СУЭК-Кузбасс») – «за несоблюдение требований промышленной безопасности в части проветривания горной выработки, невыполнение мероприятий по разгазированию горной выработки».
Однако если иметь в виду не только добычу подземным способом, а угольную отрасль Кузбасса в целом, то положение дел благостным отнюдь не назовешь. Потому что были санкции и покруче. К примеру, Центральным районным судом города Прокопьевска на обогатительной фабрике «Коксовая» «запрещена эксплуатация зданий и сооружений дробильно-сортировочного комплекса, а именно: галерея ленточных конвейеров позиции 3-6-7 и здания дробильно-сортировочного комплекса в осях 5-11 А-Б сроком на 70 суток». Сотрудники Ростехнадзора в ходе внеплановой проверки обнаружили здесь 18 нарушений промышленной безопасности. Предприятие относится к II классу опасности.
Почему-то сам этот факт не вызывает удивления, учитывая, что обогатительная фабрика – собственность АО «ТопПром». Ведь санкции в отношении предприятий этого холдинга со стороны инспекторов – далеко не редкость. В прошлом году только шахта «Юбилейная» останавливалась несколько раз на 90 суток. Возможно, это происходит потому, что собственник «ТопПрома» Николай Королев, будучи осужденным по целому ряду уголовных дел, не может эффективно руководить своим хозяйством из «мест не столь отдаленных». А возможно, главная причина хронически выявляемых нарушений кроется совсем в другом. Назовем ее мягко так – излишняя бережливость.
Судите сами: по итогам 2021 года чистая прибыль АО «ТопПром» составила 4 905 303 тыс. рублей, а 2022 – 683 496 тысяч. А теперь давайте перечислим основные нарушения, послужившие поводом для закрытия обогатительной фабрики, введенной в строй в 1946 году: «допускается эксплуатация здания дробильно-сортировочного комплекса с частично разрушенными перекрытиями, с дефектами стеновых панелей; отсутствует часть кровли здания; окна, двери, железобетонные колонны комплекса имеют разрушения; наблюдается оголение арматуры; галерея ленточного конвейера позиция 3, проходящая через здание дробильно-сортировочного комплекса, подвержена разрушению».

Куда уходят миллионы с миллиардами, полученные в виде прибыли с продаж угля, непосвященному понять трудно. Но материально все-таки два должностных лица предприятия пострадали – им выписаны штрафы на общую сумму 40 тыс. рублей.