Выживаем плакат

Кемеровская область вошла в первую пятерку российских регионов, переживающих полноценный обвал бюджетных доходов.

Такое заключение сделано экспертами Института Гайдара и опубликовано в конце прошлой недели. Например, Тюменская область в четвертом квартале недосчиталась каждого второго рубля налогов: сборы рухнули на 48,9%. Доходы Красноярского края упали на 39%, Мурманской области — на 33%, Хакассии — на 32%, Кемеровской области — на 30%.

Итоги первого квартала ещё не подведены, однако на прошлой неделе мы уже писали, что промышленное производство в регионе в январе-феврале просело к прошлогоднему периоду на 3,7%. Добыча угля за три месяца с начала года упала на 3 млн тонн, объемы его отгрузки рухнули на 38%, поэтому на складах предприятий по-прежнему лежит в остатке около 20 млн тонн. Цены на уголь падают, так что питать надежды на какое-то скорое исправление ситуации не приходится. А поскольку беднеет Кузбасс – беднеют и люди, его населяющие: по данным Кемеровостата, за 2022 год реальные доходы снизились ещё на 1,8%, хотя то же ведомство зафиксировало рост зарплат.

Среднемесячная заработная плата работников в организациях Кузбасса за февраль 2023 года составила 58 782 рубля и по сравнению с февралем 2022 года возросла на 14,8%. Заметим, что это начисленная заработная плата (до вычета налогов), а на руки работник получает куда меньшую сумму. Тем не менее, если глянуть на пятилетку назад — именно тогда начался срок губернаторства Сергея Цивилева в качестве и.о., — и сравнить этот заработок с таким же показателем 2018 года (34 144 рубля в феврале), то увеличение выглядит внушительно – на 24 638 руб.

Однако если пересчитать эти заработки в долларах, то при тогдашнем среднемесячном февральском курсе 56,81 рубля за доллар можно было купить 601 доллар. Февральский заработок нынешнего года равен 807 долларам. То есть за пять лет пыхтения на фоне резкого повышения цен на импортируемое сырье средний заработок кузбасских трудящихся вырос всего-то на 206 долларов!

«Да надо ли считать в долларах?», – скажут нам. А давайте спросим тех, кто завозит из-за рубежа в Россию одежду, продукты и множество других товаров — чем они рассчитываются с продавцами и с учетом каких показателей выставляют затем цены для своих покупателей? Впрочем, если не нравится счет в долларах, то есть и другая «единица», в которой можно оценить покупательную возможность зарплат – квадратный метр жилья.

Так вот, в феврале 2018 он стоил в кемеровских новостройках около 44 тысяч рублей. В феврале нынешнего – 98 тысяч. Таким образом, пять лет назад на среднестатистический заработок в Кемерове можно было купить 0,7 квадратного метра жилья, а в феврале нынешнего – 0,59. К слову, по разным оценочным данным, средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России в 2018 г. составила 1,43 млн рублей, а по итогам 2022 года уже 2,38 млн рублей. Похоже, дешеветь ни квартиры, ни автомобили не собираются. Так что, в какой «валюте» не считай, а результат всё равно будет весьма скромненьким.

Разлача бесплатного обеда

Между тем, учтем ещё один фактор бедности — кредитную задолженность кузбассовцев банкам. По данным независимого бюро кредитных историй, Кемеровская область находится в лидерах России по среднему количеству розничных займов на одного заемщика – 2,4 кредита. Расплачиваться по ним приходится десяткам тысяч семей, многим из которых пришлось влезть в многолетние долги по ипотеке как раз из-за более чем скромных доходов. Эту финансовую нагрузку на семейный бюджет сильно утяжеляет потребительская инфляция. По итогам прошлого года она превысила 11%, а с учетом марта нынешнего года – увеличилась еще на 1,5%.

Пару недель назад кемеровский мэр Дмитрий Анисимов подписал постановление о повышении стоимости услуг по погребению граждан муниципальным предприятием «Спецбюро». Теперь стоимость ритуальных услуг обойдется в 10 тысяч 131 рубль, или на 1 077 рублей больше, чем в прошлом году. В общем, и жить дорого, и умереть накладно. Если разгон цен продолжится в таком же темпе, то к концу года мы снова приблизимся к 10%.

Впрочем, слово «если» сразу берем в кавычки, потому что почти на сто процентов уверены именно в таком ходе событий. Те доли сомнений, которые все же остаются в пределах этого «если», зависят в первую очередь от того, снимут с РФ экономические санкции или нет. Допустим, произойдет невероятное и захлопнутые наглухо двери Европы снова широко распахнутся для кузбасского угля. Восточный полигон будет модернизирован, и к Тихому океану без задержки потянутся тяжелые угольные эшелоны. При этом цены на твердое топливо останутся высокими…

Возможность совпадения таких события имеется, но она маловероятна. Остается верить в какое-то чудо. Других вариантов нет.

Александр Сусоев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here