Юбилейная

Опубликованная вчера информация о мерах Ростехнадзора по отношению к нарушителям промышленной безопасности неожиданно послужила поводом для более серьезного разговора о положении дел на угольных предприятиях региона. Из областного центра нам сообщили: в правительство Кузбасса поступила копия приказа, подписанного директором предприятия, в котором говорится о запланированном сокращении численности штата на 1 200 человек на шахте «Юбилейная» (компания «ТопПром»).

Приказ был подписан накануне Нового года – 28 декабря. Из преамбулы сложно понять о действительных причинах столь серьезного шага, учитывая, что на шахте, по итоговым данным за 2022 год, трудилось 1 517 человек: «В связи с сокращением объема производства, в том числе, и в связи с приостановкой деятельности ООО «Шахта «Юбилейная», — говорится в приказе директора Константина Зеленцова.

Некоторую дополнительную информацию можно найти в открытых источниках, публикующих сведения о деятельности юридических лиц. В частности, об административной приостановке деятельности шахты говорится в банке данных исполнительных производств – оно возбуждено Новокузнецким межрайонным отделением судебных приставов 30 декабря прошлого года на основании решения Заводского районного суда Новокузнецка. Сайт «Электронное правосудие» содержит сведения о подаче шахтой «Юбилейная» 19 января текущего года иска в Арбитражный суд по отношению к Сибирскому управлению Ростехнадзора. Суть его, как мы вчера отмечали, заключается в отсутствии согласования плана развития горных работ на 2024 год.

Почему работы не согласованы – об этом нет информации ни от пострадавшего предприятия, ни от Ростехнадзора. Но предположить нетрудно. Основные претензии инспекторов к руководству шахты, как мы уже отмечали, сводились в последнее время к отсутствию положительного заключения со стороны Главгосэкспертизы.

То есть, проблема заключается не в том, что сотрудники Ростехнадзора спустились в шахту и обнаружили там превышение содержания уровня метана, сверхнормативную запыленность или неисправное оборудование, которое создает опасность здоровью и жизни шахтеров, нет. На предприятии в обход проектной документации были внесены существенные изменения – в том числе, конструктивные. И ответ, насколько они соответствуют нормам промышленной безопасности, может дать лишь заключение Главгосэкспертизы. А его, как нетрудно догадаться, до сих пор так и нет.

Выступая в Кемерове на международном форуме «Угольная отрасль — новые реалии» через год после взрыва на «Листвяжной», председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван Мохначук заострил на этом особое внимание:

«…Когда мы проанализировали акты, которые подписал Ростехнадзор, мы увидели там более 100 нарушений, отклонений от проектирования, отступления от проекта. Эти отступления не проходили Главгосэкспертизу… Дальше — сплошные нарушения от проекта».  

Команда Сибирского управления Ростехнадзора с тех пор претерпела существенные кадровые изменения. Некоторые добровольно ушли на покой, а кто-то попал и под суд. Вчера, например, региональное управление Следственного комитета распространило информацию о вынесении судебного решения в отношении бывших сотрудников Ростехнадзора, которые накануне взрыва на «Листвяжной» даже поленились спуститься в шахту, чтобы проверить состояние безопасности. А затем, уже после случившегося, организовали внесение в документацию ложной записи о проведенной проверке, подставив тем самым под статью еще несколько ответственных сотрудников предприятия. Вячеслав Семыкин скончался от болезни, так и не ознакомившись с итогом обвинений в свой адрес, а вот Сергей Винокуров теперь будет находиться в колонии общего режима в течение 6 лет.  

Так что позиция нынешних сотрудников Ростехнадзора объяснима не только с юридической точки зрения, но и с чисто человеческой тоже: кому, случись очередная трагедия, понравится перспектива отправиться за решетку «в длительную командировку»? Не совсем понятны действия руководства шахты и головной компании «ТопПром», так и не сподобившихся на устранение нарушений, о которых речь идет не первый год. Денег нет? Да, по итогам 2022 года чистая прибыль шахты составила всего лишь 25,6 млн рублей (данных за прошлый год пока нет). Но ведь в 2021 она перевалила за два с лишним миллиарда…

Испытания, навалившиеся на предприятия «ТопПрома» в последнее время, переварить не так-то просто. Единственный учредитель – Николай Королев – находится в местах, не столь отдаленных, вместе с бывшим генеральным директором Владимиром Честнейшиным. У проектировщиков из АО «НЦ ВостНИИ» (подрядчик), которым и следовало бы привести в соответствие всю документацию, свои нелады с законом. Нестабильность работы в связи с постоянной приостановкой единственного угледобывающего предприятия Ростехнадзором не располагает к заключению долгосрочных договоров с потребителями. И вот теперь – сокращение штатной численности до минимума.

Сократить «лишних людей» на «Юбилейной» планируется к 5 апреля 2024 года. Естественно, с учетом всех законных выплат и попытками трудоустройства на имеющиеся вакантные места в других структурных подразделениях компании, как следует из приказа. Неужели устранить претензии надзорного органам до такой степени невозможно? А как же тогда быть с недавними планами продать бизнес за много-много денежных единиц? Есть мнение, что избавляться от шахтеров и таким образом прощаться с предприятием никто не собирается. А издание этого приказа – лишь повод надавить на правительство региона перед грядущими выборами.

Иными словами, требуется бесплатная помощь и поддержка со стороны чиновников и других структур – правоохранительных, в том числе — для создания отдельному бизнесу режима особого благоприятствования. Но без гарантий какой-либо безопасности для сотрудников предприятия.  

Евгения Шпакова

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Точно-точно. Она же писала про отсутствие экспертиз по уровню загазованности. А откуда им взяться, если таких в природе не существует))) зато существуют другие шахты. Их останавливают, там происходят НЧ и даже гибнут люди, почему про них не пишут? Нет спроса у покупателей?

  2. Как складно написано, словно под диктовку. Евгения, вы ничего не понимаете в работе шахты! Хоть бы раз нас, работяг, спросили, как на самом деле мы работаем. Боимся ли спускаться в шахту? Мы бы ответили: нет, не боимся. Тут нет всего того, о чем написано. Тут есть безопасные условия труда, хороший коллектив и адекватное руководство. А ваши «расследования» — это всего лишь желание хайпануть за деньги. Настоящее расследование предполагает комментарии обеих сторон, а не домыслы и личное мнение автора статьи. Понимаю, что заказчика устраивает ваш формат, поэтому вы и не паритесь относительно правдивости изложенной информации.

    • А где написано, что это «расследование», уважаемый «работяга»? Видно, что вы только что из забоя и сразу в компьютер — искать нужную информацию. Если уверяете, что написанное — неправда, потрудитесь опровергать, опираясь на конкретику. Вместо обобщенного бла-бла, и «мы не боимся». Да и про мнимого заказчика бредите уже не в первый раз. Пишите по делу, если с чем-то не согласны.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here