Вчерашнее обращение президента страны Владимира Путина, в котором он продлил «нерабочую неделю» до конца апреля, стало настоящим ударом по интеллекту представителей малого бизнеса и многих других предприятий негосударственного сектора. Практически все они, имея в распоряжении низко маржинальный бизнес, не представляют, как можно выжить, не работая  в течение полутора месяцев. Не будем забывать про предстоящие праздничные дни в начале мая.

Дело еще в том, что в последовавшем за обращением Указе президента конкретизированы меры «самоизоляции». В частности, на данный режим переводится теперь не только население, но и транспортные средства «за исключением тех, кто выполняет межрегиональные перевозки». В условиях не то карантина, не то чрезвычайной ситуации, работать позволительно исключительно предприятиям с непрерывным циклом, магазинам, аптекам, банкам и организациям, выполняющим неотложные работы – погрузочно-разгрузочные и ремонтные, в том числе. Правда, есть ссылка на то, что численность работающих, как и самих занятых в экономике структур, могут определять сами регионы, но вряд ли кто из губернаторов рискнет нарушить обозначенный президентом минимум.  

В этих условиях лишь говорится о какой-то озабоченности состоянием дел в малом бизнесе. Не стало исключением и совещание в Новокузнецке, которое провел Сергей Цивилев с предпринимателями. На нем еще раз было продекларировано о необходимости внимательно отнестись к проблемам малого бизнеса, однако о конкретных мерах поддержки ни слова так и не было сказано. Впрочем, зная, что недавно региональный бюджет был скорректирован в сторону еще большего дефицита, ждать какой-то финансовой подпитки со стороны местного правительства во времена, когда нет средств даже на закупку одноразовых масок, просто глупо.

Такое ощущение, что вся страна в трансе, и лишь иногда с тоской поглядывает на кремлевские закрома. Вот и Союз журналистов РФ опубликовал обращение к председателю правительства не только с надеждой «внести печатную продукцию в перечень непродовольственных товаров первой необходимости», но и оказать материальную помощь в связи с рухнувшим рекламным рынком. Правда, речь там идет исключительно о государственных и муниципальных СМИ, которым и без того никто погибнуть не даст (иначе, кто расскажет о героических буднях чиновников?), но сам факт падения такого доходного еще недавно бизнеса заставляет о многом задуматься.

В Новокузнецке следующий номер старейшей в Кузбассе газеты «Кузнецкий рабочий» — в этом году ей исполнилось 90 лет — выйдет только в следующую пятницу. Я был там вчера во второй половине дня. Специалист, принимавший рекламные объявления, посетовала: сегодня еще не было ни одного человека. Такого вряд ли кто припомнит из ныне работающих в коллективе. Мы связались с главным редактором издания Вадимом Речицким и попросили прокомментировать сложившуюся ситуацию.

— А чему тут удивляться? Да, следующий номер газеты выйдет не во вторник, как обычно, а в пятницу. Но речь идет не только о резком спаде рекламы. Дело в том, что газету мало выпустить – ее еще надо доставить до читателя. А  наши работники, занятые в отделе доставки – в основном, пенсионеры. То есть, они попадают в группу риска. Как и многие читатели, оформившие подписку на «Кузнецкий рабочий». Поэтому решение такое принято было, в основном, исходя из санитарно-эпидемиологических соображений.

В принципе, падение рекламного рынка очень чувствительное. Но другого ожидать и не следовало в ситуации, когда не у дел оказались тысячи мелких и не очень мелких компаний, работающих в интересах горожан. Мы, кажется, иногда забываем, что реальный сектор экономики составляет всего лишь 15 процентов, остальные 85 процентов населения лишь оказывают услуги друг другу. И вот теперь большая часть из этих 85 процентов должна как-то выжить, не работая. В условиях, когда у большинства на руках вместо накоплений лишь долговые обязательства. Как это практически должно быть осуществлено в масштабах целой страны, то есть без серьезных последствий для экономики – не могу представить.

Директор pr-агентства «Крылья» Елена Дядькина перевела работу своих менеджеров в режим homeoffice. Однако отдачи от работы нет. Об организации массовых мероприятий в условиях самоизоляции говорить вообще не приходится, а количество рекламы резко сократилось еще в феврале.

— Те, у кого есть деньги, по понятным причинам не разбрасываются ими, а пытаются понять, как будет развиваться ситуация дальше. Ну, а те, у кого денег нет или каждая копейка была на счету, о рекламе сегодня даже и не помышляют, а озабочены лишь тем, как выжить – и себе, и наемному персоналу. Впрочем, и рекламировать-то нечего, коль введен запрет на многие виды деятельности. Я разговаривала с коллегами по цеху – ситуацию везде одинаковая. Выживем ли? Не знаю. Судя по всему, никто не знает. Включая тех, кто ввел ограничительные меры. Я понимаю, что многие из запретов актуальны для Москвы и Московской области, где коронавирус буквально атакует население. Но почему такой же режим должен быть установлен в Новокузнецке, где не обнаружено ни одного инфицированного – это понять не в силах.

Пассажирские перевозки в «южной столице» за прошедшую неделю, по словам директора ООО «Автолайн» Евгении Корюковой, сократились на 80 процентов. Наряду с дополнительными расходами – заключен договор с одним из предприятий, которое дважды в день проводит дезинфекцию подвижного состава – резко упала выручка, часть автобусов вообще не выходит на маршруты.

— В данной ситуации все же стоило бы ограничения ввести на людей пожилых – свыше 60 лет, которые и составляют основную группу риска. Оставлять без работы всех остальных равносильно обречению на нищету. Я не готова давать сейчас какой-то рецепт по выходу из сложившейся ситуации, мы соберемся в понедельник с частью предпринимателей города и постараемся выработать какое-то решение. Ясно, что надеяться сегодня можно только на себя. Все эти разговоры о возможной поддержке предпринимателей наверняка разговорами и закончатся.

Не раз говоря о необходимости сохранения заработной платы для вынужденно неработающих, ни президент, ни правительство так и не разъяснили механизм этого чуда, ограничиваясь лишь благими пожеланиями. Не спешит порадовать народ и губернатор, которому разрешено самому принимать решение – кого миловать работой, а кого можно уже и сейчас банкротить.

«Надя, вот за такой короткий срок старое разрушить можно, а создать новое — очень трудно. Нельзя…». («Ирония судьбы»).

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here