В нашей стране много есть и того, что противоречит здравому смыслу. К чему мы со временем привыкаем и начинаем воспринимать как должное. Особенно это касается политических процессов. К примеру, чуть ли не каждый, кто находится десять и более лет во власти, в свое время называл такую практику – практику несменяемости — порочной. В том числе, и значительная часть губернаторов, и ныне действующий президент.
Время идет, их планы меняются, об «ошибках» молодости люди предпочитают не вспоминать. Как итог: еще недавно человек ратовал за социальную справедливость и построение общества без нищих и убогих, имел даже соответствующий именной партбилет – глядь, а он уже преуспевающий бизнесмен с кучей миллиардов в иноземной валюте. И помочь каким-то там чужим детям обрести здоровье, или избавить с десяток соотечественников от кредитной кабалы, в которую те попали и находятся на грани самоубийства, уже рука не поднимается. Как же в таких условиях может Россия стать Единой? На бумаге, на наших выборах, конечно, все возможно. А на деле? Куда потом бежать, кто защитит, если отработанный сценарий вдруг будет нарушен? Оказывается, теперь даже и прописка в Лондоне может не помочь.
Государство… Оно должно быть вроде бы защитником и опорой абсолютного большинства населения, а оно в трудную минуту оказывает помощь только тем, кто сконцентрировал в своих руках финансы – холдингам, корпорациям, банкам. Понятно, что частично это делается для того, чтобы не пострадал и занятый там наемный и зависимый от этих финансов люд, но почему-то никому не приходит в голову найти золотую середину с сосуществованием в этих непростых условиях и основной массы населения. Отыскать тот самый «консенсус» — термин, который ввел в разговорную речь незабвенный Михаил Сергеевич Горбачев, ратовавший когда-то за «социализм с человеческим лицом».
Так как политика и экономика неразрывно связаны, то нет ничего удивительного в особенностях развития страны вообще, где важно не быть, а выглядеть. Не делать, а говорить. Со временем свыкнемся. Мы же все прекрасно знаем, что декларируемая средняя заработная плата, к примеру – это лишь фиговый листочек, которым власть пытается прикрыться, стесняясь своей срамоты. Это что касается статистики. А по факту даже премьер-министр уверен, что преподавательская деятельность, к примеру, должна быть просто призванием, а не местом для добычи средств к существованию.
Ну, вот так человек мыслит – учи, если творческий зуд, если невмоготу, а по ночам полы мой или вагоны разгружай. Готов даже себя привести в пример: не хотел преподавать за копейки, потому и занялся политикой. Можно еще и в бизнес пойти, где, как считает Дмитрий Медведев, есть возможность жить безбедно. Вот только жалобы из регионов, свидетельствующие о том, что без «волосатой лапы» не стоит даже и помышлять об организации собственного дела, явно противоречат взгляду премьера из кремлевского кабинета на существующую действительность.
Президент, как мы поняли из первых его речей после очередного избрания, готов теперь сосредоточить все свое внимание не на внешней, а на внутренней политике. Или на экономике, на социальной защите людей, если называть вещи своими именами. И кое-что в этом направлении уже сделано. В соответствии с ФЗ от 07.03.2018 «О минимальном размере оплаты труда», низшая планка МРОТ, начиная с 1 мая, не может быть меньше 11 163 рублей. Те из работодателей, кто ослушается, могут быть в первый раз подвергнуты штрафу от 30 до 50 тысяч рублей, во второй – от 50 до 70 тысяч. Это касается обнаружения единичного случая, нарушающего закон. Увеличение санкций может быть прямо пропорциональным: 10 человек получают в компании ниже минимума – соблаговолите, господин работодатель, заплатить государству 500 тысяч рублей.
Какие же могут после этого последовать изменения на рынке труда? Да никаких не стоит ждать. Уже давно существует практика выведения отдельных единиц за рамки штатного расписания, после чего с наемной рабочей силой заключается контракт на неполный рабочий день. Вполне официально. Применяется широко там, где особенно выбирать не приходится. А это – практически вся Россия, за исключением городов-миллионников. Добавим сюда и оплату труда по серым схемам, которая никуда не делась, несмотря на видимость многолетней борьбы с ней. Правда, почти в половине таких случаев предпринимателей из категории малого бизнеса даже винить трудно – они просто выживают.
Наконец, самое прискорбное: ждем учащения проверок и увеличения взяток. Откупиться в России значительно легче, чем объясняться в суде, решения которого в большинстве случаев находятся в прямой зависимости от «веса» одной из сторон в обществе, а не от сути закона. Закона вроде бы одинакового для всех. Согласитесь, мы ведь уже и к этому привыкли, как к процедуре вполне естественной.
Вот оно, пожалуй, самое негативное наше достижение. Потенциальное бесправие страшнее, чем безработица, эксплуатация, нищета и голод вместе взятые. Потому что бесправие в рамках «правового государства» обрекает на вечную безработицу, эксплуатацию, нищету и голод.Заставляя при этом подпитывать иллюзии, направленные исключительно на доброго президента.