Год назад губернатор Сергей Цивилев пригласил на прием двух правозащитников из Киселевска — Александра Гартмана и одного из авторов этих строк. Поводом стало выступление Васильева на канале Общественного российского телевидения, где речь шла об экологическом бедствии в городе, бесчинствах полиции и о коррупции в рядах местной власти.

Кроме прочего, губернатору было передано огромное количество документов с печатями ФСБ, прокуратуры, СК РФ. Эти «бумаги», по мнению правозащитников, подтверждали преступные действия администрации города во время выборов – вернее, при их фальсификации, а также бездействие прокуратуры, вынесение антиконституционных решений судами. А еще главе региона было рассказано о тайной продаже муниципального имущества, незаконной добыче угля незарегистрированными разрезами, о несоблюдении санитарных зон в районе реки Чумыш…

Разговор длился 1 час 25 минут.  В течение этого времени  Сергей Цивилев неоднократно звонил главе Киселевского городского округа Максиму Шкарабейникову и требовал разобраться, принять немедленные меры реагирования по тому или иному вопросу. Затем губернатор заверил общественников, что поручит своим заместителям проверить все факты, изложенные в  переданных документах. Как выяснилось позже, они действительно ушли руководителям силовых структур, однако реакция была нулевая.

Правда, на кое-что внимание все же было обращено.  Так, на ул. Новостройка, где строители сдали дома с серьезными недоделками, был проведен ремонт.  ОБЭП Кемеровской области сообщил, что возбуждены два уголовных дела по «черным копателям» (хозяевам нелегальных разрезов). Редакция «Киселевские вести», откуда один из авторов этих строк был незаконно уволен олигархом Кочеринским аж восемь лет назад, по звонку Цивилева, наконец, вернула журналисту долги (через судебных приставов добиться этого не удавалось). Даже приехали члены областной избирательной комиссии: ознакомившись с актами наблюдателей, чиновники долго охали и ахали, уверяли, что нарушений законодательства о выборах предостаточно, однако вскоре из областного центра пришло не сообщение о принятых мерах, а лишь дежурная отписка. 

А теперь — ближе к одному из наиболее заметных политических событий уходящей недели в Киселевске. Год назад губернатор потребовал от мэра Шкарабейникова немедленно убрать шлагбаум, незаконно поставленный  на муниципальной дороге близ Чумыша и преграждающий путь к  реке. Это препятствие стало дополнением к уже построенным вдоль русла коттеджам, появившимся в водоохранной зоне вопреки законодательству РФ и Кемеровской области. Ведь согласно приказа Росводресурсов от 31.05.2010 под №160, министерством природных ресурсов и экологии РФ были определены водоохранные зоны: для бассейна реки Чумыш — 300 метров, для Кара-Чумышского водохранилища — 4 километра. На эти нормы тут попросту наплевали.  

Говорилось на приеме и о необходимости ликвидации самих этих вип-построек, ограничивающих доступ населения к воде. Настрой губернатора вроде бы был весьма серьезный, учитывая, что инициатором создания коттеджного поселка был бывший глава Киселевска Сергей Лаврентьев (убит неизвестными в октябре прошлого года), а он его не просто отстранил от должности, а еще и обещал – причем, прилюдно — поспособствовать возбуждению уголовного дела за доведение города до столь плачевного состояния.   

И вот Александр Гартман отправился в эту точку вместе с видеооператором, чтобы зафиксировать, как выполняется поручение губернатора. На попытку разблокировать от шлагбаума дорогу, ведущую к реке, немедленно отреагировало несколько жителей поселка. Один нервно теребил в руках отвертку, другой, перемежая нецензурную брань с попытками разбить (а может, и просто отобрать) видеокамеру, спустить колеса у машины правозащитника таким вот своеобразным образом пытался дать понять, что делать «гостям» за шлагбаумом нечего. Как выяснилось, имя наиболее активного охранника муниципальной дороги – Юрий Аккерман. Потому, мол, и поставлены заградительные механизмы, чтобы защитить реку и близлежащую флору от мусора, мытья машин и прочих неприятностей, в пылу полемики заявлял он. Собственный интерес «приватизатор» не скрывал: стесненные малыми сотками и квадратными метрами жители поселка предпочитают иногда отдыхать на прилегающей муниципальной земле.

Другими словами, один из общественников, подозревающий, что за огромным забором коттеджного поселка наносится ощутимый экологический вред реке Чумыш хозяйственными и прочими стоками, встретился у шлагбаума еще с одним «активистом» — тоже ратующим за экологию, но только на суше и исключительно для своего личного пользования. Слова, которыми он награждал местное народонаселение, способное, по его мнению, только гадить, лучше не цитировать. Естественно, встречу «экологов» с различным мировоззрением дружеской никак не назовешь: кулаками никто не махал, но петушиный бой все же состоялся (любой может представить эту картинку, даже не переходя по ссылке. Есть запись с незаретушированными лицами, но из цензурных соображений ссылку на нее давать мы не будем).  

Для Аккермана он закончился менее удачно – из носа пошла кровь. Это только раззадорило его. На правах потерпевшего он позвонил в полицию, которая, правда, прибыла к месту происшествия лишь часа через три. Уже после того, как общественники преодолели все преграды, отсняли все, что хотели, и записали «синхрон» на фоне забора, разделяющего нашу и их жизнь.

В отделении с Александра Гартмана взяли объяснительную, но к письменному свидетельству вполне можно добавить и саму сцену выяснения отношений — все происходящее зафиксировала видеокамера. И надо очень сильно постараться, чтобы сделать правозащитника инициатором конфликта. Теперь Гартман готовит свой иск —  за многочисленные оскорбления и угрозы, за  попытку вывести из строя видеотехнику и автомобиль. И хотя правозащитники не сильно верят в успех потому, что «Лаврентьев в свое время щедро «дарил» и продавал эти прибрежные участки руководителям полиции, чиновникам и прочим «блатным», но надежду на возмездие все же сохраняют.

Однако дело ведь не в предстоящих прокурорских и судебных разборках, а в самих истоках конфликта. По сути, ничего из того, что было поручено губернатором Цивилевым мэру Шкарабейникову год назад, сделано на берегу Чумыша не было. Дорога по-прежнему перекрыта, санитарно-защитную зону покидать никто не собирается. Никакие законы тем, кто считает себя хозяевами этой жизни, не указ.

А Цивилев наверняка уже и забыл про данное активистам из Киселевска обещание навести порядок близ когда-то кристально чистой реки. Сколько этих обещаний уже было роздано им жителям больших городов и малых поселков Кузбасса во время активных  туров по территориям – разве все упомнишь? А Шкарабейников… А что Шкарабейников? Говорят, пчелы против меда не воюют.

Евгения Шпакова, Владимир Васильев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here