На главном снимке вы видите часть той гвардии, которая 30 лет назад, в июле 1989 года, отказалась идти в забой, оказавшись в итоге во главе массовых волнений в Кузбассе. Как все помнят, забастовка затем перекинулась на остальные угольные предприятия СССР, после чего начались не только экономические, но и политические преобразования в огромной многонациональной стране. Стоила ли игра свеч?

Наверное, на данный счет у каждого есть свое собственное мнение. Но то, что шахтеры хотели лучшей жизни не только для себя, но и для жителей всей необъятной Родины, вряд ли подвергается сомнению. Увы, не всегда в результате революционных преобразований получается то, о чем мечталось.

Встреча активистов рабочего движения состоялась на территории новокузнецкой базы отдыха «Пурга» в минувшую субботу – в живописном месте сразу за Байдавским мостом. Проходила она практически на свежем воздухе – рядом с пляжем. Но так как девушек и юношей на мероприятии не было («тусовались» только люди с пенсионными удостоверениями), то и воспользоваться таким соседством в довольно жаркую погоду оказалось некому. Хотя подобного рода желание («Тряхнуть, что ли, стариной?!») озвучивали многие.  

Зарегистрировано было около 35 человек, но все они представляли лишь четыре города – Кемерово, Белово, Прокопьевск и Новокузнецк. Ветераны рабочего движения из Междуреченска, по словам организаторов, не проигнорировали приглашение, но выставили обязательные условия для собственного участия в нем – оплатить проезд в оба конца и гарантировать питание. Собственно, накрытый для гостей стол и без того значился обязательным в повестке, но от таких заявлений те, кто с большим трудом добивался финансирования юбилея, были несколько шокированы и от дальнейших переговоров отказались.

Не приехали на встречу и активисты рабочего движения, с которыми у новокузнецкого отделения Союза рабочих комитетов Кузбасса в конце прошлого – начале нынешнего века возникли серьезные разногласия. Да, вы правы – на почве финансов. Относительно обеспеченные деньгами новокузнечане отказались от финансирования «Нашей газеты» — издания, учрежденного сначала тремя журналистами, а потом ставшего официальным органом уже не столько рабочих комитетов, сколько представителей определенной идеологии. В результате, с материальными трудностями руководству газеты справиться не удалось, издание умерло, а «осадочек» остался. Как видим, на всю оставшуюся жизнь.   

Также не оказалось на встрече представителей ни старой, ни новой областной номенклатуры, хотя надежды определенные были. Речь шла не только о том, что встречу активистов рабочего движения Кузбасса посетят бывший губернатор региона Михаил Кислюк, экс-депутат Госдумы, доктор экономики Виктор Медиков, но и нынешний глава Кузбасса Сергей Цивилев вместе с челядью, которую сочтет нужным взять для сопровождения. Не случилось. Хотя, честно говоря, очень трудно себя представить их участие в том, что происходило в этот знойный день на новокузнецкой базе отдыха.  

Дело в том, что первой частью юбилейного мероприятия был не концерт художественной самодеятельности, не звон бокалов под бодрые тосты тамады или участников былых событий, а…  анализ текущей экономической, политической ситуации в области и стране. После чего юбилейное мероприятие плавно перетекло в конференцию, на которой было решено создать (возродить) общественную организацию «Союз рабочих комитетов Кузбасса». Но об этом мы расскажем уже в следующем материале.

Александр Обельчак, Галина Снитко (Прокопьевск)

Вторая часть оказалось именно той, которая прогнозировалась многими как основная и единственная – застолье с песнями и разговорами «за жизнь». Пока Александр Обельчак – постоянный участник художественной самодеятельности тех памятных лет – тряхнув стариной, исполнял песни, связанные как с той эпохой, так и с нелегким шахтерским трудом, удалось пополнить житейский багаж знаний новыми впечатлениями от встреч со старыми знакомыми. А формировался он как на основе визуальных наблюдений, так и в ходе откровенных бесед.

Анатолий Малыхин

Бывший горнорабочий шахты «Есаульская», а впоследствии представитель президента РФ в Кузбассе Анатолий Малыхин внешне очень изменился. Несколько постаревший – это естественно (не все друг друга узнавали с первого взгляда), но больше всего поражала его худощавость. На фоне большинства располневших коллег это сильно бросалось в глаза. А вот внутреннее содержание осталось все тем же: он также бурно реагировал на недочёты ведущего конференции, не говоря уже об обязательном доведении до остальных собственной точки зрения на суть решений, принимаемых на первом этапе.

Раис Саубанов

Было приятно увидеть в добром здравии Раиса Саубанова – активного участника рабочего движения и отца теперь уже всемирно известного пианиста Ильдара Саубанова, с успехом гастролирующего с персональными концертами и по России, и по странам зарубежья. Удивиться тоже пришлось – Раис по-прежнему в строю, работает проходчиком на одной из новокузнецких шахт. Обратите особое внимание на данную «мелочь»: не мастером работает, не механиком или начальником участка, а именно проходчиком! А ведь среди тех, кто много лет назад возглавил рабочее движение, практически не было шахтеров, кому бы еще «не стукнуло» тридцать лет.

Георгий Зорькин

Георгий Зорькин, открытчик, когда-то поражавший коллег начитанностью, давно живет в Красноярском крае. Боюсь точно сказать о его иерархическом положении в новом для себя качестве, но сегодня он прямо связан с деятельностью православной церкви. Сказал, что всерьез подумывает о возвращении в Новокузнецк. И основания для этого уже есть – он избран в исполком создаваемой организации именно от Новокузнецка…

И таких встреч, после которых разговор шел не столько о событиях тридцатилетней давности, сколько о необычных, а то и смешных случаях, которые возникали после, было множество. Из печального – лишь воспоминания о тех, кто уже ушел в мир иной: Валерий Комаров, Александр Смирнов, Вячеслав Голиков, Виктор Долгов, Владимир Худяков, Равиль Вахитов…

Владимир Максимов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here