Звучит как анекдот, но навороты вокруг «афганского маршрута» — а так в Новокузнецке называют автобусы под № 345 – напоминают ситуацию двоевластия, сложившуюся нынче в Кабуле.

Поясню для тех, кто не в курсе, почему одна из городских автобусных линий Новокузнецка называется «афганским маршрутом». Вот как раз здесь нет ничего смешного. В свое время эту пассажирскую линию организовали ветераны ВДВ, прошедшие войну в Афганистане. 345 – номер войсковой части. Для них, наверное, почти сакральное число. Не случайно элементы оформления в салонах некоторых ПАЗиков на «афганском маршруте» напоминали дембельский альбом…

Однако в ноябре прошлого года в Новокузнецке случилась транспортная реформа, и, в итоге, тендер на обслуживание этой городской линии, как, впрочем, и всех остальных, выиграла компания «Питеравто». Вот дальше, и вправду, «пошла ржака», как выражаются теперь в соцсетях по поводу ситуаций, вызывающих язвительные оценки.

К удивлению пассажиров, ПАЗики 345-го маршрута, в отличие от автобусов других перевозчиков, оставленных реформой не у дел, продолжили работу. Толки на сей счет были разные. Кто-то углядел в том чуть ли не акцию гражданского неповиновения, протест против итогов тендера. А кто-то слышал, что это муниципалитет попросил «афганцев» пособить «Питеравто», пока тот не вырулит на нормальный режим работы…

Излишне напоминать, что в первые месяцы транспортная реформа продвигалась прямо-таки с тележным скрипом по причине слабой подготовки к ней и муниципальных властей, и нового перевозчика. А часть насущных проблем не решена до сих пор (доскональный «разбор полетов» будет возможен по итогам года).

И одной из этих проблем стал совершенно неожиданно 345-й маршрут. Теперь он, правда, шифруется под странным номером 3.4.5. (иногда с табличкой «заказной»), но, так или иначе, ПАЗики по сию пору колесят по одной из самых протяженных линий города Абашево – трест КМС. И это не какой-то одинокий левак – тут задействован едва ли не парк маршруток, который по интервалу движения может поспорить с официальным перевозчиком.

Тариф у нелегалов 25 рублей – то есть дороже, утвержденного муниципалитетом. Льготы и проездные карты здесь не действуют. Кондукторы признают только наличку. И, само собой, никаких билетов не выдают.

Не далее как вчера, через девять месяцев транспортной реформы, новокузнецкий градоначальник публично признал, что бессилен против мошенников, совершающих, по его определению, «экономическое преступление в заявительно-хамском виде». Отвечая на вопрос телезрительницы в передаче «Утро с мэром» – а речь зашла именно об этом «транспортном феномене», Сергей Кузнецов по существу беспомощно развел руками. Мэрия, по его словам, обращалась по этому поводу и в прокуратуру, и в полицию. А толку чуть. «Наверное, нужно быть понастойчивее», — посетовал градоначальник. И, завершая эту тему, принес горожанам извинения за происходящее.

Комментарии в соцсетях к спичу Кузнецова были куда содержательнее. Кто-то высказал вполне здравое предположение, что, если бы «Питеравто» закрыл востребованный горожанами маршрут необходимым количеством автобусов, то леваки давно сушили бы весла. А кто-то даже сообщил имя владельца компании-перевозчика, нелегально работающей в Новокузнецке, но зарегистрированной вроде как в Томске. И даже огласил сумму штрафов, которой она подверглась…

За достоверность информации, изложенной в «коментах», не поручусь, поэтому цитировать поостерегусь. Зато очевидно другое: самозваный перевозчик – то ли местный, то ли пришлый «талиб» — успешно конкурирует не только с «Питеравто», но и с властями Новокузнецка.

Александр Ходос

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here