Минул год с тех пор, как между правительством Кузбасса и Федеральным агентством по туризму было подписано соглашение о совместной работе, направленной на усиление туристической отрасли в нашем регионе. Хотя тема эта и до, и после соглашения постоянно оказывалась в центре внимания губернатора Сергея Цивилева. Наверное, не было ни одной его пресс-конференции, посвященной предстоящему 300-летию Кузбасса, где бы ни рассказывалось о захватывающих перспективах угольного края, претендующего теперь еще и на роль одного из российских центров активного отдыха.  

Благие пожелания воспринимались населением области весьма благосклонно сразу по нескольким причинам. Во-первых, это говорило  том, что пополнять областную казну можно не только повсеместно выкапывая уголь из разрезов и выживая аборигенов с обжитых земель, а во-вторых, открывались новые перспективы для развития малого бизнеса. Хотя в последнем случае пример с внедрением «якорного инвестора» Игоря Прокудина в Шерегеш не позволяет оценивать происходящее в отрасли с той долей оптимизма, как это происходило на заре освоения горнолыжных трасс.   

Тем не менее, из года в год статистика посещаемости зимнего курорта росла: популярность его со временем уже перестала ограничиваться любителями горнолыжного спорта Сибири – все больше туристов приезжало из европейской части страны, с Дальнего Востока. И все вроде бы по делу: было немало внимания уделено тому, чтобы отдых в Шерегеше мог стать круглогодичным, из года в год прилагались значительные усилия, направленные на улучшение инфраструктуры горнолыжного курорта, чтобы как-то приблизить активный отдых в Кузбассе к мировым стандартам. И вдруг выясняется, что всего перечисленного, чтобы сделать Кузбасс по-настоящему туристической Меккой, недостаточно.

На днях в Кемерове был презентован «экопроект мирового уровня» (именно так его преподносят разработчики) «Междуреченск. Город тайги». Завершающая стадия реализации которого предполагает туристический наплыв до восьми миллионов человек в год! Предполагается, что главным ориентиром для будущих туристов станет не развитие ныне действующих трасс на Югусе, а строительство новых на горе Чёрный Салан близ таежного поселка Теба. Цифра в восемь миллионов человек хоть и пугающая (где же столько любителей горных лыж в стране найти?), но авторов проекта не смущающая: они уверены, что толково проведенная рекламная компания в Китае, Индии, в странах Ближнего Востока принесет свои плоды, и недостатка в гостях не будет.

А привлечь их будет чем. При наличии серьезных инвестиций, естественно. Проект предполагает доступ сразу к трем горам – Югусу, Чернму Салану и к Поднебесным Зубьям. Первая станет неким входом в тайгу, а существующую ныне инфраструктуру предполагается значительно расширить. Будет построен дополнительный комплекс трамплинов, терренкур, пляж, оздоровительный городок… Встречать дорогих гостей будут шорский музей, этнопарк и экстрим-центр. Чтобы претворить все задуманное здесь в реальность, потребуется всего каких-то 4,3 миллиарда рублей.

Не стоит иронизировать по поводу оговорки «всего-то». Потому что на превращение Черного Салана в центр притяжения туристов со всего мира понадобится вложить целых 100 миллиардов. Геометрия горы считается настолько уникальной, что может позволить спроектировать курорт с наличием трасс суммарной протяженностью 80 километров.  Ну и, наконец, на развитие обожаемых любителями гор Поднебесных Зубьев надо бы потратить еще 2,8 миллиарда рублей.

Указанные средства включают в себя абсолютно все затраты, однако часть денег будет вложена в развитие курорта государственными корпорациями. В частности, РЖД уже строит новую ветку в данном направлении, а  Федеральная сетевая компания – мощную линию электропередач. Возможна и другая господдержка при реализации тех или иных федеральных программ, а значит, сумма итоговых инвестиций может снизиться на 20, а то и на все 50 процентов.

Мэр Междуреченска Владимир Чернов уже говорит, в частности, об этом корреспонденту «АиФ» как о деле решенном, хотя сам проект вошёл пока только в топ-36 всероссийского конкурса по созданию туристско-рекреационных кластеров, а чтобы получить поддержку правительства, необходимо попасть в десятку лучших. Итоги рассмотрения конкурса станут известны только после 15 ноября. Оценивает Чернов и социальные последствия реализации проекта:

«Один человек, занятый в туризме, даёт 4-6 мест в сопутствующих отраслях — это транспорт, производство продуктов питания. Абсолютно точно, что 8 млн туристов съедят всё, нам не хватит самим продуктов, будем завозить. Формируется целая отрасль креативной индустрии — развлечений, отелей». В общей сложности проглядывается перспектива получения десятков тысяч рабочих мест, не зависящих от доминирующей в регионе угольной отрасли.

А что же  в случае реализации данной идеи через 5-10 лет станет с горнолыжным курортом под названием «Шерегеш», также планирующем свое развитие? С немалыми инвестициями бывшего угольного олигарха Игоря Прокудина? С массой представителей малого и среднего бизнеса, работающих сегодня в Таштагольском районе? Такого рода конкуренция в небольшом по площади регионе, который весьма далек от благополучных западных стран с обеспеченным населением, вряд ли пойдет на пользу обоим курортам. Горнолыжные Васюки – штука заманчивая, а вот насколько перспективная, чтобы надеться на доминирование хотя бы в России – большой вопрос.

 …Туристический бизнес для нашего региона, вне всякого сомнения, играет важную роль. Однако он включает в себя не только креативную индустрию, но и познавательную. Пора бы более усиленно направлять турпоток и в соседнюю с горнолыжными курортами Усть-Кабырзу, где расположен музей-заповедник «Трехречье». Чтобы поближе познакомиться с экспозицией «Шорский ГУЛАГ», проникнуться атмосферой жизни когда-то репрессированных по политическим мотивам. Жизнь – штука такая, что усиливающиеся сомнения в правильности принимаемых решений самой правильной партией вполне могут обернуться многолетним слаломом по сибирским бескрайним просторам.

Евгения Шпакова    

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here